CAT POWER 
YOU ARE FREE
Пронырливый Rolling Stone оперативно нашел аналогии между последним и предпоследним альбомами Cat Power, не могу не процитировать: лВ 1998 году Шон Маршалл выпустила лMoon Pix╗. Пластинка начиналась с песни о музыканте, который не мог остановиться: лМой друг сидит за ударными / Его волшебная рука не чувствует ничего, кроме времени╗. Потом она выпустила альбом кавер-версий, ну а сейчас настал черед лYou Are Free╗. Пластинка начинается с песни о музыканте, который не мог продолжить: лТы свингуешь на гитаре / Потому что они хотят услышать этот звук / Тот, который тебе не хочется извлекать╗. Возможно, это про Курта Кобэйна╗.

Сравнения с гранджевым кумиром (да, именно в 2003 году) рефреном звучат во многих рецензиях, поэтому не буду повторяться. А лучше перечислю некоторые ключевые факты, которые необходимы (а, может быть, вовсе не нужны) для понимания пластинки Ц точнее, лсаунда╗ (несколько лнайди отличия от раннего╗). Было совсем собралась Шон позвать продюсировать Адама Каспара (Soundgarden, Nirvana, Pearl Jam, Mudhoney), но затем удовольствовала его ролью инженера записи. Осуществляли альбом в 2002 году. Кое-где на пластинке настучал Дэйв Грол, местами напел Эдди Веддер Ц к счастью, оба осторожно и незаметно.
Далее. Не вижу иного выхода, кроме как пунктиром зафиксировать собственные эмоции от каждой из четырнадцати песен. ИтакЕ

Первые звуки лI don't blame you╗ нежно вливаются в уши: пальцы галопируют по фо-но и обволакивает едва знакомый голос Ц прочно позабытый, казалось бы, под ворохом новомодных впечатлений прошедших лет. Исповедально, нараспев Шон разговаривает о старой боли; лI don't blame you╗ - едва слышно все повторяет она, так, что понятно Ц нет, винит. Не ставшая поп-дивой, даже не Трэйси Чэпмен или Ани Дифранко.
лFree╗ - любимая песня питчфоркского рецензента. Неловко, что ранее внимала малахольным стонам акустических мальчиков. Стоны Шон Ц настоящие, корневые, как бы ни отрицала она свою дружескую связь с фолком. Впрочем, благодаря Адаму Каспару стоны превратились в мудрое повествование, в шепот, в едва сдерживаемый гнев. Страшно представить: если бы не тщательная работа  над звуком (как никогда ранее у Cat Power) Ц какой обнаженный нерв предстал бы нашим ушам.
В лGood woman╗ появляется призрак долгожданного кем-то Эдди Ц неслышно шагает, никому ненужный. Шон усталая Ц как скрипка, как потухшее электричество гитары.
лSpeak for me╗ построена на знакомой акустической гитаре: так, что до поры инженеринг не чувствуется, однако потом слышу Ц голос должным образом обработан, раскроен на lead и back.
В канву лWerewolf╗ вплетена виолончель. Ее струны, струны скрипки вплелись в многоголосие Шон: хрупкой девочки, женщины-вамп Ц порой две маски одновременно. Борьба альтер-эго Ц духи, вызванные мертвым искусством Адама Ц главное отличие этого альбома от предыдущих, главное приобретение. В этой песне фолковый след обрывается. Мы видим образ, который годами преследует меня в других певицах Ц от Билли Холлидей и раньше: маленький клуб или бар, где усталая певица обреченно и лукаво чарует равнодушных посетителей.
Еи почти не замечаю, что трек сменился: будто дорожка увела в сторонуЕ лFool╗. И снова Шон раздирает Ц на наивность и опытную усталость. Припев Ц словно ссылка на предыдущие альбомы.
В лHe war╗ серебряные клавиши контрастируют с басящей гитарой. Песня лкачает╗ бодрым ритмом.
 лShaking paper╗ - интровертная и невнятная, малозначащая на альбоме, но не выбивающаяся из контекста.
лBaby doll╗: акустическая гитара (суть порывов Шон) Ц вместе с фо-но главная на альбоме, и плевать на Адама. Вторя незамысловатым струнным переборам Cat Power усталым голосом пронзает, словно дива прошлых лет.
В лMaybe not╗ загипнотизировали фортепьяно: оно монотонно, однотонно, руки бегают по клавишам привычно, отработанно Ц механически. И едва слышно постукивание Ц словно биение останавливающегося сердца.
лNames╗ - и я окончательно прощаюсь с надеждой, что Шон закричит. Ее невидимые миру слезы ныне сокрыты глубоко.
Каспар сделал трогательную попытку не убить сырую суть произведений Cat Power. Ему это удалось! (ха, еще бы Шон позволила обратное) Однако песни облагорожены настолько, что искусство Маршалл как никогда доступно рядовому слушателю. В лHalf of you╗ снова две Шон: баюкающая Ц резкая.
лKeep on runnin'╗ - кавер-версия джонлихукеровской лCrawlin' Black Spider╗. Один занудный рифф может стать фундаментом целой песни Ц мне не скучно слушать: ведь Шон играет голосом Ц интонирует.
Горделивое, словно провозглашающее победу фо-но в лEvolution╗. Но Шон не соглашается, спорит: она встревожена. Аккуратно, в боязни быть лишним, подпевает Эдди. Это последний трек, песня-многоточие.
лСлишком много комплиментов - похоже на лесть,╗ - сказала бы Шон Маршалл, доведись ей вдруг прочитать мою рецензию. Однако она не прочтет Ц и я  спокойна в выборе эпитетов.

(unrated)

(by Spec)

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz