MASSIVE ATTACK 
100TH WINDOW
Честно признаюсь – я весьма терпимо отношусь к неожиданным творческим поворотам музыкантов и групп, особенно если оные оказываются вполне успешными перевоплощениями. Самые яркие примеры подобных метаморфоз очевидны – Radiohead и Primal Scream удачно доказали свою актуальность вне контекста прошлых заслуг. Более того, если такие карьерные «виражи» выходят уж слишком крутыми, но при этом все равно умудряются намекнуть на желаемый (но нереализованный все же) результат или концепцию, я придерживаюсь мнения, что оные имеют право на существование. В конце концов - позже они могут быть рассмотрены как «промежуточный период» эволюции той или иной группы. REM’овский “Up” вполне подходит как один из самых ярких примеров такого неуклюжего плавания без компаса на борту…  

Последний альбом Massive Attack, выпущенный 4 года назад был несомненно серьезнейшей заявкой на гениальность – ровно как и большим коммерческим успехом, который группа при всей своей очевидной отстраненности от медиа-хайпа не побрезговала пользоваться вплоть до конца минувшего тысячелетия, раздавая треки на рекламные ролики, ремиксируя всех подряд и переиздавая старый материал во всех доступных форматах. Как бы там ни было, альбом этот звучит так же сильно, как и во время своего первоначального выпуска – фундаментально, подчеркнуто мрачно (почти душно) и весьма дерзко – звук музыкантов, четко знающих слагаемые своего успеха и при этом не боящихся модифицировать его (гитарное новшество «Меззанина» заслуживает отдельной похвалы). Посему не открою Америку, если скажу, что от 100th Window, четвертой номерной пластинки бристольского коллектива, ожидалась прежде всего новизна, та острота звука, которая сделала имя группе на всех предыдущих релизах.

В прошлом году официальный кам-бэк в виде лимитированного сингла I Against I, записанного совместно с рэппером Mos Def и позднее вошедшего в саундтрек к фильму Blade II, почти материализовал всю громаду ожиданий. Доступный и мгновенно «цепляющий», он вобрал в своем жестоком ритме весь “fun” сдерживаемый на «Меззанине». Massive Attack в очередной раз показались способными на чудеса…

И как жаль, черт возьми, что это была все лишь иллюзия. Первое впечатление, оставляемое «Сотым окном» - стыдливость простоты вышеописанного сингла. Второе – да, у этого альбома все же есть свое собственное звучание (так что факт - Massive Attack все же удалось измениться), но это звучание – абсолютная монотонность, граничащая с банальной занудностью. Все девять песен на альбоме слишком (и необоснованно) длинные, и что наверняка задумывалось членами группы как атмосферичность - в конечном итоге оказалось self-indulgence в смешивании даб-ритмов со старыми трип-хоповыми. С результатами, которые могут быть описаны - в лучшем случае - как «невпечатляющими». 

Шинед О’Коннор, взявшая на себя большую часть женского вокала, звучит настолько же эмоционально как и Дидо, при том, что ритм What Your Soul Sings без лишних церемоний позаимствован из Teardrop. I Agianst I появляется в образе Butterfly Caught, но это лишь жалкое подобие былого «боевика», искаженное в угоду настроенническому штилю альбома.

Наряду с откровенным филлером вроде Smalltime Shot Away есть, впрочем, не лишенные определенного шарма треки, вроде Future Proof или Antistar, обрамляющих пластинку. Последний особенно хорош гитарным проигрышем, медитативно повторяющимся на фоне сухого речитатива и оркестровых вкраплений. Но и эти песни – лишь отголоски традиционной замечательности Massive Attack, в напоминании о которой до сих пор никто не нуждался. Они почти что оправдывают существование этого альбома. Метаморфоза объявляется неудавшейся, все виновные должны возвращаться как можно скорее в студию и записать что-то… более запоминающееся, во всяком случае.

Надеюсь, что Portishead, во всяком случае, вернутся в наши сиди-проигрыватели более достойно… Amen to that.

Rating: 1,5/5.

(by Mr Carbohydrate)

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz