КОД 46 |
режиссёр Майкл Винтерботтом |
До сих пор не было сомнений в том, что Винтерботтом крут. Снимает, что хочет, причём умудряется придерживаться некоего своего кинематографического «почерка» в каждом из жанров (я до сих пор не видел его «9 Songs», сыскавших скандальную славу на почве своей вопиющей порнографичности, но почему-то почти уверен, что Майкл вполне справился с внесением своей лепты в историю становления инди-XXX). Вот только насколько смотрибельно у него получается зависит уже от определённой подготовленности зрителя или – точнее будет сказать – готовности оного окунуться в порой изматывающий натурализм винтерботтомского повествования и всяческую инди-антураж, ему сопутствующий. Да, и в случае с одним конкретным фильмом – насколько этот зритель подкован в азах манчестерской музыкальной истории. |
«Код 46» явно не относится к категории фильмов, о которых можно сказать «он смотрится на одном дыхании». На протяжении его полутора часов создаётся впечатление, что фильм зевает (вызёвывает из себя, если позволите) сюжет и его развитие, каждый раз норовя всё сильнее и сильнее держать вас если не в напряжении, то хотя бы заинтересованным в происходящем. И если в начале вас наверняка заинтригуют noir-атмосфера не такого далёкого будущего, в котором распределением жителей на планете и рождаемостью управляет некая корпорация Сфинкс, уполномоченная не пускать людей в большие города и считать беременности уголовными, если гены родителей не соответствуют вынесенному в заголовок картины коду, то история любви служащего Сфинкса (Тим Роббинс) к поддельщице пропусков в города (Саманта Мортон) может впечатлить только лишь своей завязкой. Проблема прежде всего в том, что несмотря на многообещающее начало фильм как ни странно упрямо – и очень медленно при этом – идёт самой предсказуемой дорогой развития событий. Да, служащий и преступница влюбятся и разумеется та залетит по всем статьям тамошнего уголовного кодекса, а виновный в этом вместо того, чтобы покаяться и представить её трибуналу (что он по идее должен был сделать по долгу службы), бросится в омут новообретённых чувств с головой. И со всеми последствиями, какими вы только можете ожидать от тоталитарного общества, построенного по учебнику «Кафка для чайников».
Но да ладно, предсказуемое кино, скажете вы, тоже порой весьма занимательно смотреть – хотя бы для удовлетворения чувства собственного достоинства («я так и думал!»). К сожалению, Винтерботтом грешит не только отсутствием интриги. Да, он умудряется окунуть нас в свой холодный кадр, в котором эмоции стерильно упакованы и дозированы для употребления. Да, научно-фантастическая часть сценария сознательно не выпячивается в полную силу, чтобы не отвлечь нас от отношений двух людей. Да, он использует максимум усилий, чтобы доказать потенциальным скептикам, что Мортон является одной из самых красивых женщин на планете и если снимать полтора часа только её мимику, то это всё равно кто-то да оценит по достоинству (за сцену занятия любовью с ней от первого лица – в гостинице – я должен сказать ему отдельное большое спасибо). Но всё это не скрывает основного большого промаха «Кода 46» - Тима Роббинса. Роббинс – замечательный актёр, но в этом фильме он явно не на своём месте и не вызывает ни особого сострадания, ни досады в самом финале. Может, он просто не вписывается органично в инди-видение Майкла, а, быть может, невозможно просто видеть его рядом с миниатюрной Мортон без мысли о притянутости за уши их «чувств» друг к другу. Как бы ни было, его присутствие неизменно тянет фильм к полюсу абсолютного безразличия, особенно в последние полчаса.
Безусловно
в фильме есть
несколько
запоминающихся
моментов («Все
родители
считают
своих детей
необычными –
я всегда
удивлялась,
откуда же
берётся так
много
заурядных
взрослых»,
пожалуй,
самый
удачный - хотя
камео Мика
Джонза,
поющего в
баре Should I Stay Or Should I Go,
тоже приятно
удивило, чего
уж там) и сама
сюжетная
идея должна
быть
подобрана
кем-то в
будущем для
доработки и
усовершенствования,
но в целом
Винтерботтом
слишком
отвлекается
на
построение
атмосферичности,
чтобы
впечатлить
чем-либо ещё.
Подозреваю,
что в
порнушку он
мог
впоследствии
ударится
именно ради
избавления
от «кризиса
жанра».
2/5
(by Mr Carbohydrate) |
Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000] |