ЖИЗНЬ КАК ЧУДО |
режиссёр Эмир Куштурица |
Вы
знаете, до
сих пор я с
большим
презрением
относился к
людям,
которые
встают и
уходят
посередине
сеанса.
Может быть,
дело было в
том, что я
всегда
считал, что
выносить
любое
суждение о
киноленте
можно
только
досмотрев
её до конца,
как бы не
мучителен
был сей
процесс. А
может быть (и
это скорее
всего)
просто
считал
таких людей
невежами,
которые не
потрудились
заранее
узнать, на
какой фильм
идут и
потому
вполне
предсказуемо
сваливающих
(здравствуй,
киевская
аудитория
на «Трудностях
перевода»!). Сходив вчера на «Жизнь как чудо» я изменил своё отношение к таким «кино-беженцам». Первый час нового фильма Куштурицы мне было плохо. Физически плохо. Так плохо, как вам может быть, если вам насилу попытаться скормить рыбий жир. Но всё по порядку. Я не считаю Эмира таким гением, за которого его держат очень многие мои знакомые и целый ряд кинокритиков, поющих ему деферамбы за красочное представление всех оттенков человеческой души «нараспашку». Быть может, у меня просто иные представления о таком эксгибиционизме. Впрочем, я не спорю, что Куштурице в большинстве случаев было что рассказать зрителю и идеи зачастую выбуксовывали чрезмерную эмоциональность и полуфриковатую колоритность населяющих его фильмы персонажей. |
«Жизнь как
чудо»
начинается с
почти
вызывающей
беспорядочностью
бомбардировки
зрителя
многочисленными
своими
героями,
живущими
вдоль
недостроенной
железнодорожной
дороги в 1992
году – как раз
накануне
войны,
которая
впоследствии
съест Боснию
с потрохами.
Вот
почтальон,
который
напуган
появлением в
округе
медведей,
поселившихся
в доме
местного
жителя,
выселив труп
оного на
дерево. Вот
председатель
всей округи,
которого
окружение
пытается
сооблазнить
на
использование
будущего ж/д
полотна для
контрабанды.
Вот его жена,
бесстыдно
заигрывающая
с некоторыми
представителями
этого самого
окружения.
Вот
несколько
юнцов, в
пьяном угаре
изображающих
Вильгельма
Телля. Один из
них окажется
сыном Луки,
местного
Акакия
Акакиевича,
ответственного
за
строительство
новой
инфраструктуры,
у которого в
свою очередь
тоже
найдётся
жена, некогда
бывшая
оперной
певицей, а
теперь
страдающая
маниакальной
депрессией,
сопровождаемой
истериками
по любому
поводу.
Когда
персонажные
патроны в
обойме
сценария
наконец
заканчиваются,
Куштурица
начинает
дотошно
совать
зрителя в
переживания
и
взаимоотношения
этих людей, в
том числе и в
контексте
общего их
коммьюнити –
и тут-то для
меня
началось
самое
страшное.
Люди-то при
всей своей (подразумеваемой)
индивидуальности
в такой
большой каше
кажутся
совершенно
одинаковыми
и вместо того,
чтобы
вызывать
сожаление –
из-за своей
бесперспективности
своей
провинциальной
жизни,
которая
всегда будет
при них, даже
если они
проведут к
себе сто
пятьдесят
дорог, из-за
надвигающейся
катастрофы,
которая
разлучит их
или погребёт
под собой –
так вот, они
кажутся
просто
жалкими
деревенщинами,
которых вот-вот
норовит
изничтожить
естественный
отбор. Вполне
заслуженно.
Режиссёр к
тому же
добавляет
какого-то
совсем
неуместного
фарса в
происходящее,
вставляя
музыкальные
номера с
кривляниями (сцена
с открытием
первого
поезда) и
просто
глупости («боксёрская
сцена» – это
было бы
смешно в
фильме
братьев
Фарелли,
скажем, но
здесь? к чему
это?
приведите
мне хотя бы
одну
полудохлую
метафору,
объясняющую
снятое?),
которые в
конечном
итоге
вселяют
лютое
отвращение
ко всем без
исключения
на экране. И
отвращение
это
достигает
своего
абсолютного
апогея в
конце первой
части фильма,
сцене
грандиозной
пьянки у Луки,
когда вся
колоритность
с пальбой в
воздух и
распеванием
полународных
песен
становится
поперёк
горла и
норовит
выгнать из
кинозала –
глотнуть
свежего
воздуха. И
после бежать
прочь на все
четыре
стороны.
Но я не ушёл,
вот незадача.
На секунду –
мгновение! – я
допустил
мысль, что
Куштурица
решил снять
свой
собственный «Догвилль»,
в котором бы
он
продемонстрировал
весь
идиотизм и
зашоренность
нации,
которые – по
его мнению,
допустим – и
привели к
войне. А? Чем
не идея?
Отличная
идея для
антипатриотического
кино,
намеревающегося
быть
зеркалом
нации – ну или
прошлого
нации! И я
остался –
теперь
пытаясь
взглянуть на
происходящее
на экране, так
сказать, с
изнанки.
И тут фильм
нырнул в лав-стори.
Лав-стори
высидеть
куда легче,
тем более
если
происходящее
на экране
перестаёт
наконец
фонтанировать
электрическими
разрядами,
как делало
это
неизменно (и
по большей
части без
особой
необходимости)
в начале
картины. И уж
тем более,
если
учитывать,
что главных
героев
становится
двое, а не
половина
Боснии. И я
высидел,
глотая
горечь от
самообмана и
злясь на
Куштурицу за
то, что ему
приходится
держать
марку «народного
режиссёра»,
снимая
откровенный
бред вроде
описанного
выше.
unrated
(by Mr Carbohydrate) |
Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000] |