MANIC STREET PREACHERS
FOREVER DELAYED (DVD)
Итак, ностальгия в которой так жаждал понежиться Ники Уайр, теперь обрела и визуальную форму в форме этого релиза. 90-ее годы и немного начала тысячелетия, сквозь призму мэниковской музыки, эпатаж и наивность, трагедию и последовавшей за ней триумф, поклонников, что резали себе руки  и пожимали плечами в недоумении (иногда даже одновременно), многочисленные возвращения "к истокам" и поездку сами-знаете-куда. "Каждое поколение имеет свой определяющий момент. Мы - Ваш," - сказал когда-то тот же Ники когда-то и теперь пора смело делать выводы, прав ли он был.

Надо сказать, что Ваш покорный слуга эти видео смотрел, конечно же, тысячи раз, записанные с ныне покойной мтв-шной Alternative Nation или же MTV2, в ужасном качетсве и звуке, но всегда с неизменным удовольствием, обусловенным по большей части прогрессирующим чувством восприятия на ура всего, чтобы группа не записывала и не выпускала. Теперь, когда ничем хотя бы отдаленно напоминающим по эмоциональности и слепости те чувства, я похвастаться, увы (или к счастью?), не могу, впечатления от просмотра этого видеоматериала - в откровенно шикарном формате "цифры", без намека даже не зернистость или, упаси Боже, какие другие помехи в изображении, собственно так, как они задумывались режиссером без рассчета на внешние изменения ТВ или низкокачественных видеомагнитофонов, - оказывается куда более противоречивыми, нежели прежде, даже год назад.

Без излишних промедлений, ряд видеоклипов открывает Motown Junk, которые в свои десять лет давности запросто умудряется выглядеть на все двадцать пять, и являет из собой достаточно убогий коцертный перформанс с наложенный на него фонограммой самого сингла. Не спорю - достаточно забавно, если не мило, видеть физиономии всех четырех членов группы молодыми, а общую энергетику - бьющую через край (правда, буквально "через край" сцены публика, захваченная в последних кадрах, остается крайне равнодушной к происходящему перед ней). При всем при этом меня не покидает чувство, что при оставленном "концертном" звуке, каким бы ужаснейшим он не был, Джанк был куда бы более интереснее как видеоклип и занимательнее как исторический документ тех времен. А так он остается лишь подобием фанерного выступления на английской тв-программе Top Of The Pops, которое цензура не пустила в эфир, то ли побоявшись провокации, то ли посчитав слишком аматорским.

Далее, (намеренно?) нарушая хронологию релизов следуют обе версии You Love Us во всем своем величии и с Джеймсом в идиотских очках и в первой, и во второй версии. Впрочем, на этом сравнения заканчиваются, так как наиболее удачной демонстрации изменений, которым подверглась группа за тот год с лишним, что прошел между съемкой первого и второго видео-ряда, было бы наверняка сложно подобрать. От (не побоюсь этого выражения) наивного "клэшизма" и рок-н-ролльного позирования на фоне коллежей а-ля "Заводной Апельсин" и само-иронии в самом названии песни - до гомосексуального эпатажа, замешанного на глэме (хотя в этом отношении снимать видео на подиуме было уж слишком, пожалуй) и саунде, которому отец-вдохновитель Слэш мог посавить бы твердую пятерку. Думаю, много слушателей за этот год начали воспринимать группу куда более серьезно, нежели просто начитанных, но старомодных панков.

Stay Beautiful может быть ответом на знаменитую фотосессию The Stone Roses в разноцветных красках, но это вряд ли спасает этот без сомнения один из лучших треков с дебютной пластинки от старомодности и перегруженности метафорами сомнительного плана, хотя последнее здесь кажется лишь жалким лепетом по сравнению с размахом, достигнутым на Love's Sweet Exile. В этом клипе Мэники сняли то, что, наверное, давно просилось на пленку из мозга творческого тандема Уайра и Ричи - великолепный мужской торс, увенчанный противогазом. Наверное, все остальное в этом клипе можно было и не трудиться снимать...

Может быть, именно по причинам, описанным выше, торс Джеймса без никаких дополнительных аттрибутов гражданской обороны Slash 'N Burn кажется глотком свежего воздуха. Когда же начинается Motorcycle Emptiness, свежий воздух без преувеличения становится дурманящим... Отбросив слоганы и образность, Manics предстают перед камерой практически незащищенными славой и «высокими целями», которыми были наполнены интервью того периода, четыре человека, творящие музыкальную историю и делающие это с такой же легкостью, каким воздушным кажется море зонтиков в первых кадрах. Эта незащищенность и почти буквальное одиночество даже в многомиллионной толпе на фоне огромного азиатского мегаполиса вызывают умиление даже сейчас, даже не смотря на оказавшиеся пророческими по отношению к Ричи Эдвардзу слова песни. На Motorcycle Emptiness Мэники достигли высот, на которые только неуклюже намекали до этого – и которые останутся недостижимыми для них опять на последующие много лет.

О Little Baby Nothing, песне, о несправедливой эксплуатации/унижения слабого пола можно упомянуть только из-за снявшейся в нем бывшей порно-актрисы Трейси Лордз, которая спела дуэтом с Джеймсом. Именно ей, а точнее - ее пышным формам - обязаны Мэники спасением этого излишне похожего своей прямотой и содержанием на The Beautiful South ранних 90-хх синла - то, что звучало бы великолепно у этих мастеров циничной поп-музыки, у Джеймса и компании вышло весьма и весьма неубедительно (может, это именно и объясняет тот факт, что это был первый клип, в котором не появились Ричи, Ники и Шон - их место заменили обильно раскрашенные матрены, сыгравшие роль группы). Хотя - если откинуть придирчивость к песне, как к последнему ("вымученному") синглу с Generation Terrorists, и воспринять оную как чистой воды стеб - можно-таки посчитать ее вполне сносной. Позднее случались были куда более неудачные видео.

Перепевка лейтмотива из фильма M.A.S.H., которая стала первым коммерческим успехом группы, теперь выглядит пафосным МТВ-материалом тем лет. Все время музыканты посвящают основательнейшему трясу гитар и looking cool на фоне размешанных флагов.

Далее следуют четыре видео периода второго альбома, которые, мало отличаясь друг от друга (все они включают в себя группу, исполняющую песню плюс параллельный видео-ряд разной степени абстрактности, за исключением Life Becoming A Landslide, которая была снята на концерте и мечется между музыкантами и визжащими от восторга японками в первых рядах толпы). Единственное, что сразу бросается в глаза - как не хватает цвета каждому из них. Несомненно, смысл этих песен нельзя ни в коей мере назвать ярким или радостным, но такое радикальное приближение их к черно-белому (даже буквально к "серому") лишает напрочь каких-либо эмоций. Да, их интересно пересматривать время от времени ярым поклонникам, вроде Вашего покорного слуги (есть определенная классика в кадрах, когда Ричи протягивает розу в камеру в середине Roses In The Hospital или готика Durer'ы), но, боюсь, что для современного зрителя, который впервые будет с ними знакомиться, ничем, кроме выцветших документов весьма смутных времен, они не покажутся.

…в отличие от Faster и Revol, два почти идентичных клипа, в которых группа кажется проснувшейся после продолжительно летаргии и пытающейся наверстать упущенные время, чувства и доказательства собственной необходимости. Задолго до Swastika Eyes Праймала Скрима, который окончательно подтвердил статус военной униформы как беспроигрышного рок-н-ролльного фетиша, Manic Street Preachers трансформировались в почти комиксную интерпретацию самих себя на военный лад, чтобы за две песни вылить на слушателя весь атрофированный гнев и ярость, а на зрителя – ушат новых афоризмов-слоганов. После такого марафона даже три минуты абсолютной тишины на фоне телевизионной сетки могли быть недостаточными для переведения духа (за неимением оных, для восстановления кровообращения был снят She Is Suffering. Наверное…), но в конце концов это был 1994 год - группа только что выпустила свой лучший альбом за все время, The Holy Bible, и ожидать от нее чего-нибудь другого было бы банальным недооцениванием.

То, что случилось дальше, мы все хорошо знаем. После исчезновения Ричи многое изменилось, но группа все же решила продолжать существование вопреки обстоятельствам. В 1996 году свет увидел A Design For Life, первый видеоклип группы без Ричи. Громогласный и мелодичный, этот гимн безысходности рабочего класса был написан группой, загнанной в угол и бьющей в ответ вслепую. Тем не менее удар был точным – прежние поклонники группы были обрадованы услышать адреналин прежней пластинки, положенный на оркестровые аранжировки, а мейнстримный слушатель нашел весьма привлекательной строчку “We only want to get drunk”, и группа могла смело праздновать свое «второе пришествие». Видео включает в себя неимоверно впечатляющий монтаж из сцен уличных беспорядков, подавляемых полицией, имиджей из так называемого «счастливого кинематографа», игроков в поло и типично английских лэдов, показывающих в камеру без излишнего стеснения голый зад – все это с добавленным эффектом «старой затертой кинопленки» особенно смотрится эффектно на DVD, так как на эти искусственно созданные помехи теперь не накладываются никакие другие (как-то блеклость плохой записи, например). Следующие видео-промо было снято на заглавный трек, и, как и полагается песне, посвященной разрыву с прошлым, Everything Must Go оказался весьма насыщенным романтизмом (к счастью, весьма уместному), весьма радостными статистами (оправданность присутствия которых кажется сомнительной, правда, но смотрятся они замечательно) и… большими бутафорскими часами, которые в конечном итоге разрушаются одной из гитар (не нужно быть хорошо знакомым со всеми историческими вехами группы, чтобы догадаться о смысле такого символизма).

К выпуску Kevin Carter и Australia группа уже фактически закрепила за собой статус «выжившей и даже ставшей намного лучше», благодаря комбинации коммерческого успеха альбома и замечательной критики в прессе, посему, наверное, эти две безусловно сильные песни получили едва додуманное воплощение на видео. Кроме того, в Kevin Carter, отчего-то проявляется сходство Джеймса с солистом группы «Руки Вверх», отчего (мне лично) клип становится малоприятен, хотя приятно констатировать то, что это был первый по-настоящему пестрый клип Manics, пожалуй, со времен, Motorcycle Emptiness. С этого времени в подходе к клипам у Мэникс прослеживается четкая тенденция истощать оригинальность на первых двух синглах с альбома, которая, надеюсь, когда-нибудь будет нарушена. If You Tolerate This Your Children Will Be Next и The Everlasting, с этой точки зрения, настолько же эмоциональны и почти безупречны в своем сценарии (группа предстает "играющей до полного изнеможения" и - буквально - сжигаемой ностальгией по тому времени, когда "our smiles were genuine"), сколько бесчувственны и почти фальшивы You Stole The Sun From My Heart и Tsunami (последняя безцеремонно копирует A Design For Life).

На The Masses Against The Classes клипа снято не было, но так как лимитированный сингл с одноименным названием когда-то занял первое место в английском чарте, на DVD была помещена концертная версия с новогоднего концерта в Кардиффе, сыгранная со всем панковским остервенением, на которым когда-то были (и будут еще?) способны музыканты. Наверняка может вызвать удивление у тех, кто открыл группу для себя относительно недавно, но что за приятное удивление это будет!

Почти идентичный по стилю с The Masses... Found That Soul однозначно нельзя назвать оригинальным, но исполнение песни мэниками, снятое крупным планом с добавленным эффектом "светящихся глаз" и с летучими мышами, периодически появляющимся в кадре - неожиданно, но наверняка "цепляет". В то же время So Why So Sad, наверняка самый крупнобюджетный из всех клипов, снятых группой, радует пусть бессмысленной, но все же эдакой разноцветной инсценировкой взятия пляжа из "Спасения Рядового Райана" - только без крови и трупов. Зато с загорающими. Если встретите Ники, спросите, пожалуйста, от меня что все это значило.

Ocean Spray может быть очень личной песней для Джеймса (она посвящена его умершей матери), но при этом совсем необязательно было разделять свою скорбь так утомительно и уныло. Let Robeson Sing же можно скорее охарактеризовать как видео-коллаж, а не клип - чернокожие балерины тренируются у станка, а Поль Робсон взирает одобрительно, но сурово с портрета? Первый клип, в котором ни один из участников группы не появляется, и первый клип, в котором удивительно сочитаются полная несостоятельность песни и кошмарный видеоряд (я ничего не имею против чернокожих балерин, но только ни здесь, и не так) - наверное, слабейшее место этой видеоколлекции.

Ну и There By The Trace Of God, последнее видео, выпуск которого предшествовал сборнику лучших хитов. По сути своей римейк The Everlasting, выполненный несколько в более мрачном стиле и со скрытым реверансом Депеш Мод к конце. Ники дебютирует в пиджаке - удивительно, но ему идет...

И это - история до сих пор. 30 треков в общей сложности, многие из них не вошли в аудио-версию Forever Delayed по причине вполне банальной - 30 трекам на одном диске не поместиться, а на двух - будет дорого продавать. Ну спасибо хоть, все клипы показали. На их протяжении Мanic Street Preachers умудряются удивить, ошарашить, разочаровать, разозлить и вдохновить. Но главное - они все-таки убеждают в том, что при всем при этом они являют собой эпоху в рок-музыке - пусть со сбитой системой координат и порой противоречивым мировоззрением, трагедией, вопреки боли только добавляющей ей загадочности, и преследующем их с недавних пор обвинении в том, что они стали всем тем, против чего так яростно выступали в начале своего пути, но все же - существование которой нельзя отрицать. Без нее мир наверняка был бы куда более скучным местом. Как сувенир этой эпохи - Forever Delayed незаменим.

4/5

Меню и бонусы.

Отдельное слово насчет дополнительных материалов. Меню выдержано в стиле обложки альбома, со стильными подергиваниями изображения во время загрузки. Система навигации между треками разделена по альбомам и неальбомным синглам - запутаться можно, лишь страдая редким случаем дивидишного кретинизма.

Бонусов фактически нет, что странно, хотя бы вспоминая тот факт, что прошлый "кубинский" диск содержал их целый час. Тем не менее, имеется скромная фотогаллерея Митча Айкеды и обновленная дискография. Отсутствие каких-либо комменатриев от группы обескураживает - занятость гастролями не позволила записать хотя бы полчаса болтовни для любопытствующих?

Есть также весьма любопытный раздел ремиксов, треклистинг которого почти аналогичен тому, что выпущен на втором диске аудио-компиляции. Вся любопытность заключается в том, что ремиксы играют поверх видео-монтажа из клипов к их соответствующим оригинальным версиям. Разумеется, он предназначен для прослушивания, нежели просматривания, но если его именно смотреть, то впечатление он оставляет очень замечательное. В некоторых клипах группа вырезана везде из кадра, и по кругу монотонно крутятся несколько фрагментов различной степени абстрактности. Рекомендуется для расслабления мыслительной деятельности после работы и индивидуумам, принимающим mind-altering вещества.

Да, и секция ремиксов открывается вступительным словом самого Карла Маркса. Не буду рассказывать, это стоит только смотреть...

2/5
(Дополнительный балл только за Маркса!)
Надеюсь, я Вас не утомил...

(by Mr Carbohydrate)

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz