Фэст
форварднем
несколько
лет - и мы
находим
отношение к
Нику Кейву
несколько
иным в
сравнении с
тем, что
имелось у нас
ранее. За
последние
два альбома с
нашим героем
приключились
метаморфозы
просто
вселенских
масштабов - он
пошел по пути,
который
многими
воспринимался
изначально
лишь как стеб
над самим
собой ("Murder Ballads"
стал
полноценным
началом
этого
вектора
творчества,
но его
настоящим
апофеозом
стали дуэты
Кейва,
ставшие
синглами и -
на некоторое
время во
всяком
случае - его
наибольшими
хитами), но
как
оказалось (или
показалось
только?
разберемся с
этим чуть
позже) был
единственным
возможным
вариантом
продолжения
карьеры
Кейва-музыканта
(есть ведь,
как вы
наверняка
знаете,
другие Кейвы…)
- все
остальное
стало бы
восприниматься
не иначе как
намеренная
самопародия.
Эти две
пластинки
одновременно
и похожи, и
отличны друг
от друга – оба
балладны в
большинстве
своих песен (мгновенная
ярость и угар
были
повешены на
гвоздь если
не навсегда,
то до лучших
времен точно)
и оба полярны
в своей так
называемой
удобослушаемости
(The Boatman’s Call
слушается
практически
на одном
дыхании с
единственным
обрывом
темпа в Black Hair, по-видимому
намеренным; No More
Shall We Part же за один
присест
целиком
осилить
практически
невозможно –
что тоже было
продумано,
вне всякого
сомнения)
соответственно.
И эти самые
две
пластинки
накануне
выхода Nocturamа
практически
не оставляли
никаких
сомнений в
том, что
единственным
путем дальше
для Кейва
может быть в
лучшем
случае еще
один
восьмидесятиминутный
опус с
евангелистским
привкусом, в
худшем –
альбом кавер-версий
дремучего
американского
фолка…
Что приводит
меня к
первому за
это ревью
выводу о Нике
Кейве – это
человек,
который
любит
загонять
себя в самую
глубину угла,
чтобы из него
отчаяннее
вырываться
куда-либо еще.
«Ты должен
погрузиться
порядочно
глубоко в
кучу дерьма,
чтобы
вынырнуть из
него с
несколькими
песчинками
золота» -
сказал как-то
он, и хотя
аналогию
между такой
кучей и
последними
несколькими
годами его
творчества
рискнул бы
провести
лишь самый
большой
любитель “Red Right Hand”,
все же слушая
Nocturama я не могу не
отмечать про
себя, что если
бы ее
создатель не
выпустил
весь тот пар
спокойствия,
которым
укутан и The Boatman’s Call, и
No More Shall We Part, то этот,
нынешний
альбом вряд
ли имел бы
место быть…
Как вряд ли
имел бы место
быть The Boatman’s Call
когда-то, если
бы не было
накануне Let Love In,
как
наверняка
вряд ли имели
место быть
ранние
альбомы The Bad Seeds, в
которых я, к
своему
великому
сожалению, не
слишком
силен, если бы
не было
звуковых
вакханалий The
Birthday Party, первой
группы Кейва…
Nocturama начинается
с обмана,
бесстыдного
и
прекрасного,
почти с того
же места, на
котором
нехотя
завершился
предыдущий
альбом.
Обмана почти
такого как в
фильме “Memento”, в
котором то,
что зритель
видит и что
думает, что он
знает в самом
начале, в
самом конце
оказывается
перевернутым
с ног на
голову,
причем даже
несколько
раз. Wonderful Life (сэмпл-лирик
– “There will be nothing between us, baby/ But the air that we breathe”)
в своей почти
семиминутной
красе могла
бы быть с No More Shall We Part,
где она
бесспорно
казалась бы
недостающим
для ощущения
хотя бы
намека на
целостность
пластинки
звена (впрочем,
синглом с
этого
альбома
песня
непременно
станет), He Wants You и Right Out Of
Your Hand – отголоски
конечно же «Зова
лодочника»,
причем
весьма и
весьма
достойные - в
своем
статном
спокойствии
и прямых
ссылках в
самих
текстах (вплоть
до “In his boat and through the dark he rowed…”
на He Wants You). Что же
следует
после Right Out Of Your Hand
можно было бы
смело
охарактеризовать
только как
удар ниже
пояса – не
сделай Кейв Bring It
On,
сумасшедший
инди-фолк-дуэт
с неким
Крисом Бейли,
отвязнейший
и совершенно
сумасшедший
трек в стиле
Кейва 80-хх и
отдаленно
напоминающий
би-сайд The Bad Seeds
более
позднего
периода под
названием Babe, I Got You
Bad, пилотным
синглом с
этого
альбома,
снабдив его
еще и
соответствующим
по духу видео-рядом,
включающим
неимоверное
количество
девушек,
трясущих
свои задние
фасады прямо
перед
экраном (да,
это
необходимо
увидеть
самому, чтобы
поверить). Dead Man In My Bed
следом легко
добивает
слушателя,
оглушая
ритмом и
гитарными
запилами,
которыми
гордились бы
Primal Scream времен Give Out, But Don’t
Give Up (сэмпл-лирик:
“There’s a dead man in my bed, she said/ I ain’t speaking
metaphorically/ His eyes are open but he cannot see” –
фирменный
кейвовский
угар снова в
форме за
столько лет).
Вдруг Ник
оказывается
вновь
способным на
все, чего его
душе будет
угодно – он
хорошо
рассчитал
время,
подобрал все
нужные
аргументы,
написал все
изумляющие
тексты, рвет
все
правильные
струны для
того, чтобы
быть И
равноценным
фолк-музыкантом,
измученным
тоской и
несчастьем, И
рокером,
способным
комически
вздымая руки
вверх, не
казаться
смешным («Велкам
хоум, Ник!»). И
это мой
второй вывод
о нем за это
ревью.
Still In Love –
однозначно
трек
оседающей
после бури
пыли. Баллады
Кейва, однако,
теперь
звучат
совсем в ином
контексте:
утратив
ощущение
умиротворенности
на
предыдущих
двух песнях,
каждая из них
вполне может
сорваться из
относительного
спокойствия
в полное
безумство, и
именно на
таком
хрупком
балансе
построена There Is A Town
– одна из
лучших песен
на этой
пластинке. «Страх
состоит в том,
чего мы сами
не видим, но
на что
способно
наше
воображение»
– на этом
предположении
были
основаны
несколько
самых
примечательных
фильмов
ужасов
прошлых лет, и
именно его
Ник (опять)
берет на
вооружение
себе в
арсенал – он
может не
ужасать
громкостью, The Bad
Seeds могут лишь
травить слух
гаммами
вроде
колдплеевского
Clocks, но не
травмировать
его – но они
могли бы, если
захотели, и
ощущение
этого на There Is A Town
почти
холодит
кровь.
Может быть,
именно из-за
этого
светлость
следующего
трека, Rock Of Gibraltar,
несколько
портит
впечатление
от него. Сама
по себе эта
песня
достаточно
хороша,
несмотря на
некоторую
легкость (по
кейвовским
стандартам),
но ее место на
альбоме
несколько
сомнительно.
Думаю, что
разместить
ее до Bring It On все-таки
было бы куда
целесообразней.
Еще одна
баллада, She Passed By My Window,
еще один
небольшой
промах – на No More Shall We
Part уже было
несколько
таких
маловыразительных
песен, и
почему миру
нужна еще
одна –
неизвестно.
Впрочем, ее
рыхлость
только
подчеркивает
оглушительность
залпа
завершающей
альбом 15-минутной
Baby I’m On Fire, песни-двоюродного
брата Bring It On, без
преувеличения
самой лучшей
вещи, которую
когда-либо
записал Ник
Кейв, и его
безусловного
бенефиса. 15
минут Кейва,
несущегося
во весь опор,
не жалеющего
ни себя, ни
слушателя,
повторяющего
и
повторяющего
похожие как
две капли
воды куплеты:
“My mate Bill Gates says it,
The President of the United States says it
The slacker and the worker
The girl in her burqa says
Babe, I’m on fire
Babe, I’m on fire…”
- и так далее,
список того,
кто «says it»
вообщем-то и
занимает всю
продолжительность
песни, но она
ни на
мгновение не
утомляет или
надоедает,
где-то в
середине
создавая
впечатление,
что на самом
деле она
вообще может
никогда не
кончаться. А
когда
кончается в
самое первое
прослушивание
альбома –
ничего, кроме
восхищения и
недоуменного
вопроса «а
что это было-то?»
не вызывает.
Блестящий
финал для Nocturama -
эмоциональный,
громкий,
страстный,
смешной,
глупый,
забойный,
неожиданный
и
жизнеутверждающий
(!), блестящее (и
еще одно)
доказательство
того, что
теперь от
Кейва можно
смело
ожидать чего
угодно, и – что
самое
главное – это «чего
угодно» почти
наверняка
будет
замечательным.
Считайте это
моим третьим
и последним
выводом. ;)
Overall rating: 4/5