TOM MCRAE 
JUST LIKE BLOOD
Бывают, что альбомы по-настоящему «открываются» спустя весьма продолжительное время после их выпуска и появления на моей полке. «Совсем как кровь» - как раз один из таких альбомов, выраставший on me с самого февраля этого года и только сейчас вдохновивший на рецензию.

Ну что ж, с чего б такого начать?.. Странный все же этот чувак, Том МакРей, скажу я вам.

Возьмем, к примеру, его музыку. Ни тени иронии и indie-, как у того же Ed Harcourt’а, все серьезно и честно, he means what he sings, you know? Ни масштаба трех аншлагов подряд в лондонском Earls Court’е – как у Дэйвида Грея, нет, ну зачем же так широко, петь нужно не для масс, а для понимающих, пусть эти понимающие все взятые и помноженные на два вместятся в Асторию. Вторую. Да, и богемности Rufus Wainwright’а с причитающейся родословной у него конечно же тоже нет. И не хайпит его никакой журнал, денно и нощно величая спасителем музыки и в придачу всего остального мира от его собственной серости, с каждым днем подступающей все ближе и ближе к горлу… Хм-м-м…

Возникает вполне очевидный вопрос – а что же такого особенного у Тома имеется, что цепляет внимание (и слух бонусом) и оправдывает таким образом хотя бы право на существование его песен? Ответ так же очевиден: а то, что будучи лишен всех тех благ, которыми располагают вышеупомянутые singers-songwriters (и сравнения с которыми для МакРэя все же неизбежны рано или поздно), именно его песни проникают под кожу и в душу (прости Господи за терминологию журнала «Cosmopolitan» в этом объяснении, но порой без нее никуда…) глубже, основательнее и на бОльший период времени. К примеру, до следующего его альбома.

Ну чем не странно, а? 

Кстати, и об альбомах. Just Like Blood не преподносит особых сюрпризов, оставаясь на освоенной территории дебютной пластинки Тома. Можно посетовать на то, что второй LP несколько страдает от новой формы «синдрома второго альбома» (старая форма, как вы наверняка помните, заключалась в том, что новая группа или исполнитель, записавшая/ий дебютный альбом в 75% выдает уступающий по силе follow-up; новая же предполагает более солидную нежели дебют запись с тем лишь недостатком, что по-настоящему сильных синглов=хитов=выделяющихся из общего числа песен – по сравнению с прошлым разом – нет. Есть весьма достаточно обособленная среди остального треклистинга Karaoke Soul, но и она по крайней мере на полголовы ниже монументальной End Of The World News (Dose Me Up), лучшего трека by a mile с предыдущего альбома), но боюсь в ином случае он рисковал бы быть несколько неровным, если даже не сбивчивым…

Что же касается песен, то...

Благодаря Stronger Than Dirt можно помечтать о том, каким бы замечательным мог бы быть дуэт Райана Адамса и Coldplay, имей он смелость произойти.

Overthrown мне почему-то напоминает «Филадельфию» Нейла Янга, но не самой мелодией, а голосом, которым Том ее поет. Самая «атмосферная» песня на альбоме, из которой при определенной доле рискованности ребят из Db Records, где рилизится МакРэй, мог получиться отличный сингл (но там к сожалению сидят предсказуемые козлы, наверняка выпускающие исключительно по одному синглу с одному альбома, так что...)

A Day Like Today, открывающая альбом, замечательно перекидывает мостик между двумя LP нашего трубадура: «Welcome back – says the voice on the radio/But I never left, I was always right here…» - хотя и представляет собой довольно стандартный меланхоличный макрэевский трек, украшенный изюминкой в виде гавайского ритма. Ghost Of A Shark, пожалуй, будет самым удобным оружием критиков в доказательстве ими uncanny схожести между исполнителем песни и уже вспоминавшимся ранее Дэвидом Грэем. Тем не менее будучи акустическим номером плавно переходящим в мягкую поп-балладу (и учитывая тот факт, что Дэвид Грей – это все-таки не какой-нибудь Гарет Гейтс after all) песня достаточно мила.

Кавер на Line Of Fire, воспринимающуюся как успокоительное после Karaoke Soul, за которой она идет, когда-нибудь однозначно должны сыграть Starsailor (если к тому времени их не задушит зависть от того, что они сами не написали такую песню). Пожалуй, самая интимная песня Тома на этой пластинке (сэмпл-лирик: «Im the voice that you hear/When no one is near») - и вообще одна из лучших, написанных им. Mermaids Blues несколько слишком трагична, чем ей, пожалуй, полагалось бы, но так как Том лишь здесь позволяет себе такую слабость, то уж можно простить его великодушно за это. Тем более строчка «Oh I can sing you out of this» обезоруживает даже самого хладнокровного слушателя…

…Музыка Тома МакРэя сама по себе вообщем-то неоригинальна и творчество его вряд ли оставит достаточно заметный след в музыкальной истории нулевых этого века. Но соприкосновение с ней подобно встречи когда-то давно утраченной любви, о которой до сих пор хранились самые теплые воспоминания, встречи, которая вдруг поднимает с самых глубин оседшие чувства и что есть сил тревожит их... Вполне возможно, что все эти песни уже были когда-то спеты, и более того – выслушаны нами, но МакРэй собирает в кладовых истории музыки их самые лучшие части по крупице и получающийся орнамент озвучивает на своих пластинках. Странный все же этот чувак, Том МакРей, но без таких исполнителей, как он, музыка была бы куда более скучнее и менее эмоциональнее.

И как это я не заметил сразу?..

4/5

(by Mr Carbohydrate)

обсуждение этого ревью на Manics.ru

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz