BEST OF 2003: #20 - #11 |
BY MR CARBOHYDRATE |
20. The Rapture - Echoes.
The Rapture - ооочень модная группа, на новом альбоме которой большими и жирными буквами можно было бы написать "СЕЙЧАС" - для тех, кто не в курсе (если такие, конечно, еще есть). Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что в бОльшую часть топов конца года Echoes попадет исключительно поэтому. К счастью, в эпицентр общественного внимания The Rapture не забыли захватить с собой впечатляющий репертуар песен, соединяющий и расщепляющий жанры с легкостью, невиданной с лучших времен Happy Mondays, cоответствующий attitude и... голос Роберта Смита, использующийся за год уже во второй раз (см.также: Hot Hot Heat Make Up The Breakdown). Уже стающий легендарным в жанре панк-фанка продюсерский дуэт DFA в лице Джеймса Мерфи и Тима Голдзворти заставляет The Rapture на Echoes звучать по-настоящему mind-blowing - в отличие от их предыдущих работ, которые были, скажем так, "лишь" впечатляющими: 11 треков альбома звучат literally на одном дыхании, разочаровывают скептиков отсутствием хотя бы одного филлера среди них и заставляют задуматься всерьез, не превратится ли эта пластинка со временем из модной в классическую. Совсем как Bummed. House Of Jealous Lovers с ее воплями, помещенная в самую середину Echoes, может быть несколько преждевременной кульминацией альбома, но она все равно остается лучшей вещью группы на данный момент. Olio может не быть такой моментально "цепляющей", но превратившись из слишком откровенной пародии на The Cure, каковой она являлась на дебютнике Mirror, в набирающий силу на протяжении всех пяти с половиной минут своего звучания ритм-трэк, она раскрывается во всей красе при многочисленных прослушиваниях. I Need Your Love и Sister Savior - одни из тех треков, которые, пожалуй, и делают The Rapture "последним писком" (см.первое предложение) и все сравнения с Happy Mondays, сделанные британской прессой во время релиза Echoes, были скорее всего почерпнуты именно из них. Настоящими же сюрпризами альбома для меня стали Open Up Your Heart, неожиданная баллада в стиле раннего Боуи, и Infatuation, напоминающая, несмотря на почти полное отсутствие общего музыкального знаменателя, Blur времен 13. Трагическим настроением, быть может... Резюмируя скажу, что Echoes может быть не лучшим альбомом этого года, но несмотря на это он является самым обязательным для прослушивания. Дело тут не в моде и не в делающих честь The Rapture сравнениями с "взрослыми" супер-звездами. Дело в том, что когда "уау-фактор" несколько спадет и публика переключится на поиски the next big thing где-нибудь еще (она всегда так делает, это неизбежно), The Rapture все равно останутся теми, кем стали с релизом этого альбома - одними из самых оригинальных групп последних лет. Ну а Вы бы точно не хотели пропустить саундтрек к такому превращению, правда ведь?
Best tracks: House Of Jealous Lovers, Infatuation, Olio.
19. Super Furry Animals - Phantom Power.
Факты, которые вы должны знать прежде чем продолжите читать: Super Furry Animals являются лучшей валлийской группой современности и вообще одним из самых талантливых коллективов за всю историю гитарной музыки. Усвоили? Отлично, продолжаем... Изначально я собирался расположить этот шестой по счету (не считая компиляции раритетов Out Spaced) альбом SFA значительно ниже в своем списке: оценить должным образом относительную прямолинейность и спокойствие этого релиза у меня никак не получалось и потому его присутствие в топе собиралось быть основанным исключительно на моей давней любви к группе и фактах, приведенных мною выше. Но в какой-то момент такая вопиющая неправильность подхода к Phantom Power была все-таки осознана мной и я прибегнул к "крайним мерам": трехдневной музыкальной диете, состоящей исключительно из - вы угадали! - одного этого диска. Результаты превзошли все ожидания: я не только искренне полюбил эту пластинку, но и 1) стал считать ее одной из лучших в дискографии SFA; 2) в ранее почти отталкивающем спокойном настроении большинства треков заметил новые аспекты гениальности Грифа Рисса и компании (Sex, War And Robots умиляет почти до тех самых слез, о которых в ней поется), за последующим развитием которых мне лично очень интересно будет понаблюдать; 3) обнаружил, что несколько "потерянные" среди всего остального материала более традиционные для SFA рок-номера (Golden Retriever, Out Of Control) как минимум выдерживают сравнение с аналогичными стандартами прежних работ группы и наконец 4) очень пожалел, что далеко не все дадут Phantom Power второй шанс так, как это сделал я. Поверьте, он его более чем заслуживает.
Best tracks: Hello Sunshine, The Piccolo Snare, Sex, War And Robots.
18. The White Stripes - Elephant.
Elephant был встречен единогласно восторгами в музыкальной (и не только) прессе, но оказался альбомом, которым легче восхищаться, нежели любить. Быть может, дело в том, что четвертый альбом "Белых полос" не выдерживает никаких сравнений с драйвом и стремительностью своего предшественника, ставшим по праву одним из самых важных альбомов начала тысячелетия, быть может, "уау-фактор" этого дуэта медленно, но уверенно сходит на нет, а быть может поющая на In The Cold, Cold Night Мэг - это просто слишком для вменяемых ушей. Но как бы там ни было, пластинка все равно вышла добротная и такие треки как Seven Nation Army и The Hardest Button To Button без сомнения являются достойными добавлениями к классическому репертуару The White Stripes. Но главным шедевром Elephant'а стала его заключительная песня Well It's True That We Love One Another, полутеатральная кантри-menage а trois c участием Холли Голлайтли включающая слова вроде следующих: "Why don't you go off and love yourself?/If I did that Holly there won't be anything left for anybody else". Ее вряд ли выпустят синглом, но радует то, что альбом очень хорошо разошелся, чтобы достаточное количество народа смогло оценить эту вещь по достоинству.
Best tracks: Well It's True That We Love One Another, Seven Nation Army, The Hardest Button To Button.
17. Cerys Matthews - Cockahoop.
Признаюсь, с первого прослушивания Cockahoop царапал уши даже сильнее, чем сейчас царапает Democrazy уши тех, кто осмелился с ним ознакомиться. Да, новый материал от Керис Меттьюз, экс-солистки валлийской группы Catatonia, некогда считавшейся многими (включая и меня) эдаким британским ответом Кортни Лав в номинации "бой-баба гитарной музыки", обещал быть несколько иным по звучанию, нежели стадионный инди-поп, изначально принесший ей славу. Но такого скачка в фолк- и кантри-музыку на ее дебютном альбоме не предвидел, пожалуй, никто. Хотя о новом творческом направлении певицы много писалось накануне выхода этого дебютного альбома, услышать его самому в первый раз было без преувеличения большим шоком. И тем не менее: выражаясь языком русской эстрады не принять новое амплуа Керис спустя несколько сотен прослушиваний было невозможно. Во-первых, этот голос в каком-угодно контексте способен пробивать любые стены неприятия (хотя, конечно, запиши миссис Меттьюз пластинку вокодер-попа в лучших традициях Cher, думаю, что автору этих строк пришлось бы пересмотреть это свое утверждение. Хотя... кто знает?), во-вторых, когда уши окончательно привыкают к аранжировкам, песни на Cockahoop все же больше впечатляют, нежели вызывают снисходительное одобрение или откровенное недоумение. Последнее относится, к счастью, лишь к Arglwydd Dyma Fi, валлийскому гимну, исполнение которого Керис однозначно отдает self-indulgence, предпоследнее - ко всем остальным каверам и стандартам, составляющим в общей сложности без малого половину альбома. В них есть вне всяких сомнений своя прелесть, но вот самой Керис как-то в них мало и потому безусловно удаваясь как эдакие упражнения в сентиментальности (финальный All My Trials особенно), они все же не выдерживают сравнения с оригинальным материалом Cockahoop, на который и припасено все самое "вкусное". Прежде всего - лучший трек Only A Fool, "большая" баллада, великолепно демонстрирующая вновь обретенную после распада "Кататонии" уверенность Меттьюз в себе - и как певицы, и как songwriter'а (музыка и слова песни были написаны "от и до" ей самой). Сингл Caught In The Middle и The Good In Goodbye могут впечатлять не так сильно, но как иллюстрации успешного освоения певицы нового жанра своими "старыми козырями" они срабатывают чудесно, а Gypsy Song, неизвестно как "подхватившая" музыкальное соавторство Джо Страммера и под занавес добавляющая пластинке фолк-роковой жесткости звучит как потенциальный encore. Да, Cockahoop не оказался шедевром, но он и не обещал им стать, будучи прежде всего лишь полигоном для возвращения Керис, которое в конечном итоге состоялось далеко не по худшему из возможных сценариев. Поменьше каверов и побольше драйва в следующий раз - и новая выигрышная формула Меттьюз наверняка будет найдена.
Best tracks: Only A Fool, Gypsy Song, Caught In The Middle.
16. Athlete - Vehicles & Animals.
Они появились буквально ниоткуда, в считанные месяцы завоевали безграничную любовь как музыкальных критиков, так и широкой общественности (особенно студенческой ее части), и с тех пор стали неотъемлимой частью музыкальной жизни Великобритании... Н-да, история успеха квинтета Gomez до сих пор продолжает поражать своей невероятностью и уникальностью. Видимо спустя пять лет после выхода получившего Mercury Prize гомезовского дебюта Bring It On пишущая братия решила отыграться за пропущенный некогда гол, и предвидя повторение сценария-неожиданного-успеха-молодой-группы-которая-менее-всего-похожа-на-потенциальных-звезд-большой-сцены на этот раз с лондонцами Athlete, она сразу напала на группу, обозвав ee "a bunch of shit-sucking no-talent chancers" ((c)DrownedInSound.com) и "новой любимой группой бывших поклонников Toploader" ((c)New Musical Express). И после подчеркивала заурядность и вторичность коллектива в каждом новом ревью - на случай, если читатель не усвоил вдруг всю "политику партии" в самом начале. Надо отметить, что такая анти-реклама в определенном смысле конечно же повредила альбому: выдающихся коммерческих высот он не достиг (хотя с другой стороны - собирался ли?). Но тем не менее рискнувшие составить свое мнение о Vehicles & Animals были наверняка приятно удивлены комбинацией good-feel-песен с "большими" припевами, умеренных электронных ингридиентов, добавленных на случай предъявления кем-либо обвинений в предсказуемости, строчек вроде "Oh I could be laughting about it / And making the most of the true British climate" или (с предваряющим криком "chorus!") "Whenever you look you can see / That everybody wants to be part of the rock scene" - и - самое главное - летнего дыхания, пронизывающего каждый из 12 треков пластинки и являющимся непоследним фактором, делающим этот дебют одним из самых жизнеутверждающих альбомов начала этого века.
Best tracks: El Salvador, You Got The Style, Shake Those Windows.
15. Tom McRae - Just Like Blood.
Том МакРей - один из тех редких исполнителей, которые удивляют тихо, почти незаметно, но зато делают это основательно. Один из тех, кто при первом прослушивании вызывает недоумение и пожимание плечами, при втором начинает медленно, но уверенно проникать в сознание как воспоминание чего-то, чего никогда не было, но что тем не менее хочется переживать в себе снова и снова, при пятом - остается в нем навсегда, так как представить себе жизнь без его музыки становится к этому времени уже совершенно невозможным. Это второй альбом Тома после номинированного на Marcury Prize в 2000 г. Tom McRae, и отличаясь от своего предшественника более ровным настроением и соответственно несколько иным, более сильным эмоциональным воздействием на слушателя Just Like Blood является не иначе как современной классической пластинкой, свидетельствующей, что в музыке начала XXI века совершенно необязательно быть из Нью-Йорка как The Strokes или Yeah Yeah Yeahs, быть флагманами панк-фанка как The Rapture, затеивать спандексный маскарад как The Darkness или быть Томом Йорком как Том Йорк - чтобы привлечь внимание и впечатлить "по полной программе". Современной - потому что выпущенной в 2003 г. и потому что тени Гари Джулза, Райна Адамса, Нейла Янга, Дэвида Грея, групп Starsailor и The Bad Seeds даже очень могут быть замечены прогуливающимися по десяти трекам Just Like Blood, на которых МакРей аккуратно помещает каждую из них в контекст собственного звучания. Классической - потому что, как мне кажется, даже через десять лет альбом вне сомнения будет звучать так же сильно, проникновенно и незаметно-удивительно, как и в наши дни. В отличие от подавляющего большинства своих современников.
Best tracks: Karaoke Soul, A Day Like Today, Line Of Fire.
14. Ocean Colour Scene - North Atlantic Drift.
Ocean Colour Scene - одна из немногих групп, сделавших предсказуемость своим коньком, намертво зажав себя в жанре лэд-рока (осмелюсь предположить, что если бы, к примеру, тот же Эминем захотел записать совместный сингл с OCS, то его наверняка бы заставили запеть голосом Пола Уэллера), но на удивление всем продолжающая черпать вдохновение из источника, который по всем прогнозам должен был высохнуть еще несколько лет назад. North Atlantic Drift - первый альбом группы на индепендент-лейбле Sanctuary после ухода с мейджора Universal и, как ни странно, ее лучший со времен шедеврального Moseley Shoals - он звучит очень свежо (второе дыхание на новом месте?) и целостно (что было большим недостатком предыдущих двух альбомов, равновесие которых сильно нарушалось хитами). Все традиционные ингредиенты естественно присутствуют: два больших фирменных хита для схождения с ума на концертах или жестокой ротации в музыкальных автоматах каждого паба Великобритании - I Just Need Myself и Oh Collector; баллады-singalong'и, cвоей грандиозностью заставляющие Travis выглядеть как Arab Strap - North Atlantic Drift и Make The Deal; несколько почти интимных в своей трогательности треков - Second Hand Car и She's Been Writing, и грандиозный финал When Evil Comes. Все это мы, конечно, слышали - и не один раз, и даже не два раза, но очарование солиста Саймона Фаулера и "рубаха-парней" (переведу здесь так слово "lad") и если не вполне выигрышная, то уж точно беспроигрышная "формула успеха" группы все равно заставляет ждать с нетерпением каждого нового альбома OCS. Меня точно во всяком случае.
Best tracks: I Just Need Myself, North Atlantic Drift, Make The Deal.
13. Starsailor - Silence Is Easy.
"We're stepping through the dour / We're shooting from the heart / But if we get it wrong / They'll feed us to the sharks" - на экваторе альбома под названием Shark Food солист Старсэйлора Джемс Уолш весьма реалистично оценивает отношения между своей группой и остальным миром накануне релиза Silence Is Easy. После выхода в прошлом году альбома A Rush Of Blood To The Head и его феноменального успеха по обеим сторонам Атлантического океана Крис Мартин и компания успешно нейтрализовали каждую группу, играющую гитарную музыку различной степени незамысловатой эмоциональности с прицелом на стадионные площадки, что заставило Starsailor оставить пусть несколько утомляющие со временем, но в остальном беспроигрышные шаблоны дебютника Love Is Here и искать новое звучание уже на втором альбоме. Чтобы не быть "скормленными акулам": быть разнесенными в пух и прах музыкальными критиками, которые бы без сомнения начали ругать группу за то, за что так хвалили ее в прошлый раз, и быть неоцененными по достоинству своими же слушателями, музыкальные вкусы которых не могли не измениться за два года. Конечно, они не записали пластинку гараж-рока и не ударились в alt.country, но вот диско-трек, украшенный пышными струнными и вполне соответствующим жанру названием - Four To The Floor, на Silence Is Easy присутствует - и является без сомнения самым неожиданным из всех его сюрпризов (здесь нельзя не провести аналогии с валлийскими "монстрами рока" Manic Street Preachers, удивившими многих, записав для своего мульти-жанрового опуса Know Your Enemy свою первую танцевальную вещь под названием Miss Europa Disco Dancer). Music Was Saved же, которой начинается альбом, звучит настолько upbeat, что к своему завершению почти превращается в марш. Если Starsailor намеревались написать свой Politik - песню своим настроением полярную всему прошлому репертуару группы - то с задачей они справилась более, чем блестяще. Bring My Love демонстрирует еще один новый талант ребят - если Good Souls на Love Is Here был их большой стадионной рок-песней, то она в свою очередь обязательно станет аналогичной поп-песней, простой, но величественной всего в двух с хвостиком минутах своей продолжительности. Как широко известно, в записи альбома принимал участие легендарный продюсер Фил Спектор, но ожидать в будущем пластинки "Silence Is Easy... Naked" нам не придется: на Silence Is Easy попали только два трека, спродюсированные этим колоссом: заглавная песня и White Dove. Честно говоря, сказать, что они сильно выделяются в общем треклистинге нельзя, но я подозреваю, что причиной этому может быть не столько качество работы Спектора, сколько общая разноплановость материала, соседствующего с ними. Silence Is Easy, эдакий дальний родственник вышеупомянутых Good Souls, был первым синглом, тем не менее. Лучшая же песня альбома была спродюсирована другим известнейшим продюсером - менее легендарным, нежели Спектор, но все же - Джоном Леки: Shark Food "берет" куплетом, повторяющимся мантрой вновь и вновь, и выростающим в кульминацию припева "фирменного" старсейлоровского звучания, состоящего из четырех строчек, уже процитированных мною в начале этой заметки. Есть на альбоме и песни старого звучания: Some Of Us и Telling Them - вполне милые песни, но обе они могли бы не звучать так откровенно похоже на Lullaby, пожалуй... Born Again, второй сингл, просто звучит несколько предсказуемо, несмотря на singalong-припев, и про себя невольно отмечаешь, что группе пора бы такие треки начинать использовать в статусе би-сайдов, а не альбомного материала. Резюмируя же все сказанное, скажу, что чем дальше группа уходит от наработанных на Love Is Here приемов, чем менее стандартно звучит, тем больше впечатляет на Silence Is Easy - так что обстоятельства вынужденной эволюции явно пошли ей на пользу. Когда пыль от триумфа Coldplay наконец уляжется, Starsailor обязаны оказаться не меньшими триумфаторами...
Best tracks: Four To The Floor, Shark Food, Music Was Saved.
12. Stellastarr* - Stellastarr*.
(Mr Carbo speaks) Дамы и господа, Stellastarr* прибыли! Позвольте вам представить новую, энергичную и многообещающую группу из Нью Йорка, котор... подождите-подождите, куда же вы все? <...> Что значит "надоело"??? Кто же виноват, что в одном городе появляется в последнее время так много замечательных коллективов?! <...> Нет, ну я согласен, конечно, что многие из них в конечном итоге оказались примечательны только местом своей, так сказать, дислокации, но послушайте - ну раз хотя бы, что вам стоит? - дебютный альбом этих ребят и вы поймете, что быть может ваши выводы о безнадежности появления новых настоящих звезд в перенаселенной NY-scene были несколько преждевременны. Попробуем? <...> Да-да, конечно, уже включаю... только давайте без циничных выкриков, я знаю и так о вашем таланте сравнять с землей любой маломальский шедевр... <...> (In The Walls is playing) Ну и как?... задумчиво качаете головами в такт? хороший знак, однако... Что-что? Звучит как Joy Division meets Pixies? Так это хорошо: знаете ли, одна группа (no names here, не буду никого злить...) уже себе карьеру делает на чистом Joy Division, так что нужно же классиков модифицировать для получения своего оригинального репертуара, правильно я говорю? (Jenny is playing) А как Вам это? <...> Да, я тоже давно не доставал с полки свою копию Doolittle, но эта погоня бэк-вокала бас-гитаристки Аманды Таннен за вокалом солиста Шон Кристенсена им была вдохновлена однозначно... да, но заметьте, как ребята незаметно делают ее частью собственного звучания!... <...> все-все, молчу... (A Million Reasons is playing followed by My Coco) <...> ...нет, совсем не вижу никакого New Order и The Cure здесь, но коль уж хотите - сравнивайте треки на Stellastarr* с кем и с чем хотите, менее драйвовыми и "цепляющими" от этого они все равно не станут... <...> ...я догадывался, что это утверждение не встретит существенных возражений... (No Weather is playing - suddenly everything descends into chaos) уууууууу... спокойнее-спокойнее, товарищи, умейте сдерживать эмоции, чай, не семнадцать-то лет уже каждому... постарайтесь не ломать мебель, прыгая как сумасшедшие... <...> хорошо, черт с вами, я ненадолго выйду подышать свежим воздухом... (Mr Carbo leaves) <...> (Mr Carbo returns. No Weather is playing on repeat) Все! Стоп, давайте несколько успокоимся и продолжим процесс вынесения вердикта этой замечательной группе - надеюсь, положительного вердикта... (Mr Carbo skips a few tracks to avoid further pandemonium. Untitled is playing) <...> Не понял: что, никто ничего не скажет об этой песне? <...> Да-а-а, именно из-за таких как вы сборник лучших песен Pulp Hits и оказался на 72-ом месте в британском чарте, так что пользуйтесь моментом, чтобы проникнуться творческим наследием Джарвиса Кокера, пропущенным сквозь самую неожиданную из всех возможных призм... (Pulp Song is playing, everything descends into chaos again) ... и еще одним... Дамы и господа, так что скажете? Дамы? и господа?... (Stellastarr* is playing on repeat.)
Best tracks: No Weather, Untitled, In The Walls.
11. Four Tet - Rounds.
"Во время создания своей последней пластинки я слушал много психоделического рока. Я люблю Майлза Дэвиса, Can, The Band и Арету Франклин; их песни настолько изумительны - они принадлежат великой эре. Все эти музыканты пытались быть прогрессивными. И я хотел бы, чтоб моя музыка имела звучание и атмосферу этих старых пластинок, но была вместе с тем новаторской и футуристической - для моей собственной эпохи," - рассказывал об источниках своего вдохновения Киеран Хебден, единственный участник Four Tet, в одном из интервью перед выходом своего очередного, третьего по счету, альбома Rounds. И поставленной цели добился, хотя его новая работа звучит не столько впереди времени, сколько вовсе вне его системы координат: на протяжении всех 10 треков лавируя между полюсами фри-джаза, IDM, фолктроники и пост-рокового экспериментализма, демонстрируя в равной мере талант электронного чудотворства на лэп-топе и способность смешивать результаты оного с "живыми" инструментами различной степени диковинности (пусть иногда и искаженными до неузнаваемости), впечатляя одинаково сильно как своими мелодиями, так и звуковыми абстракциями - Киеран ловко избегает общей жанровой дефиниции и выстраивает десятки своих оригинальных идей (которых бы хватило на столько же пластинок его имитаторов, наверняка еще до сих пор разбирающих на запчасти Endtroducing...) в прочные... э-э-э... "круги". Попав в которые однажды будьте готовы быть изумленными на ооочень долго...
Best tracks: Unspoken, As Serious As Your Life, Slow Jam.
#40 - #31 | #30 - #21 | #20 - #11 | #10 - #01 |
(by Mr Carbohydrate) |
Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000] |