BEST OF 2003: #30 - #21 
BY MR CARBOHYDRATE

30. Bonobo - Dial 'M' For Monkey.

Фоновая музыка имеет такое же право на существование, как и любой другой более выразительный жанр, особенно такая изобретательная и addictive, как релизы соседа Нормана Кука по брайтонскому побережью Саймона Грина a.k.a. Bonobo (его "творческий псевдоним" заимствован у семейства карликовых шимпанзе, являющихся наиболее похожими внешне на людей, и потому скорее всего название классического фильма Альфреда Хитчкока "Dial 'M' For Murder" было несколько модифицировано для этой пластинки). Первый его альбом, Animal Magic, был относительно прямолинейным чил-аутом, ставшим тем не менее классикой жанра. На Dial 'M' For Monkey, своем дебютном альбоме на легендарном лейбле Ninja Tune, Саймон несколько меняет как звучание (добавляя восточные интонации и усложняя структуру своих инструментальных gems), так и настроение (уходя в трогательную мечтательность, созвучную с лучшими работами Baby Mammoth), увлекая слушателя еще больше своими музыкальными фантазиями. Самое интересное: Вы не запомните ни одну из них по прошествии сорока минут альбома, но это-то и заставит вас переслушивать  Dial 'M' For Monkey вновь и вновь.

Best tracks: Wayward Bob, Noctuary, Nothing Owed.

 

29. Ani DiFranco - Evolve.

C ДиФранко я познакомился только в 2003 г. и знаю про нее лишь то, что она выглядит как внебрачный ребенок Линды Перри и Адама Дурица, гордо релизится на своем собственном лейбле Righteous Babe Records (дела у которого идут, видимо, весьма хорошо, так как оформление у Evolve самое роскошное из всех, что я видел за последние несколько лет) и отличается отменным трудолюбием, что позволяет ей радовать поклонников новыми пластинками каждый год. И - самое главное - играет вопиюще анти-европейскую музыку, имя которой alt.folk. Evolve - пластинка, однозначно раскрывающаяся далеко не при первом своем визите в CD-проигрыватель и представляющая собой большой набор противоречий, пытающихся балансировать друг друга на протяжении почти часа ее звучания. Дело в том, что как songwriter Ани безусловно талантлива и ее резкий голос (think Patti Smith meets... э-э-э... Linda Perry) одинаково замечательно подчеркивает как жесткость слов одних песен, так и хрупкость других, но даже не слышав никаких других ее работ, кроме этой, я могу смело предположить наличие у ДиФранко любви к экспериментированию со своим звучанием и порой чрезмерной уверенности в своих силах. Несмотря на широко известный факт, что добавление джазовых аранжировок и эффекта импровизации не делает чести даже самым гениальным исполнителям - как было убедительно доказано когда-то Джони Митчелл на ее Don Juan's Reckless Daughter, Ани, будучи прирожденной нон-конформисткой, закрывает глаза на general knowledge и записывает In The Way и O My My, которые можно описать только как хорошие песни в поисках мелодии. Тщетных поисках, конечно. Но это все же не самый большой "грех" певицы на этом альбоме - таковым без сомнения является трек под названием Serpentine, отсутствие которого без сомнения подняло бы Evolve на как минимум десяток позиций в этом топе. Он представляет собой десятиминутный анти-опус, на котором ДиФранко представляет слушателю свое видение насчет того, что неправильно в современной Америке при помощи лишь своей шестиструнной и голоса. Первый удар по вообщем-то изначально неплохой идее наносят слова, граничащие одинаково с наивностью ("And I've been around the world now / And I can see this about America: /  The mind control is steep here, man") и банальностью (Вы не знали, что "Capitalism is the devil's wet dream"?). Когда Ани доходит до того, что явно предполагалось ею как главный козырь песни - "...the Empire state building / Is the tallest building in New York / And I always got the feeling / You just liked to hear it fall", она однозначно может не ожидать никакой controversy, которая могла бы появится, спой эту песню, скажем, Том Йорк, потому что ни один человек в здравом уме не дослушает ее Serpentine до девятой минуты. Второй удар (даже если он не особо был нужен) - вокал Ани, разрывающийся между речитативом, упражнениями для голосых связок и уже не схожестью, упомянутой выше, а откровенной пародией на Патти Смит - и придающий выражению "fans only" куда более специфическое значение. И третий - контрольный выстрел? - трехминутное и бессмысленное интро, апофеоз self-indulgence ДиФранко на этой пластинке. Serpentine можно описать только как "awful beyond belief", но, к счастью, насколько ужасен он, настолько замечательны несколько других песен на Evolve. Slide - самая прямолинейная песня на альбоме - звучит как MTV Unplugged-версия какого-то большого "электрического" хита, с юморными строчками "And my pussy is a tractor / And this is a tractor pull" и ДиФранко at her most charming. Еще один потенциальный сингл, Here For Now, делает удачный шаг в сторону фламенко, используя плотную аранжировку funky-ритма и труб - и добавляя лучший вокал Ани на альбоме. Evolve и Second Intermission мне показались наиболее стандартными для творчества певицы (то есть я догадываюсь, что именно благодаря песням, подобным этим, она и сыскала себе популярность): являясь по большому счету весьма традиционными фолк-вещами, они становятся мини-шедеврами исключительно благодаря манере исполнения автора. Но по-настоящему Evolve удивляет в самом своем конце, сразу после панихиды Serpentine решая атаковать слушателя похмельным фолк-роком Welcome To:, звучащим настолько неожиданно, что сначала кажется просто случайным бонус-треком. Тем не менее после десятка-другого прослушиваний Evolve такое своеобразное выпускание пара начинает казаться единственным правильным финалом для пластинки, 12 своими треками умудряющейся одинаково успешно радовать и огорчать, вызывать неподдельный восторг и полное недоумение. И несмотря на всю предъявленную Ани критику, я тем не менее не могу не думать, что так поляризуя впечатления о себе только одним этим альбомом, она только доказывает свою уникальность. Which is always a good thing, right?

Best tracks: Slide, Here For Now, Welcome To:.

 

28. Turin Brakes - Ether Song.

Хорошие новости: релиз Ether Song стал коммерческим прорывом для группы: синглы с него неожиданно для всех наследили в Top 10 британского чарта (пусть и с помощью маркетингового отдела лейбла группы, сделавшего их one-week-before-it's-deleted релизами), а альбом продавался достаточно хорошо, чтобы группа могла собирать аншлаги уже в venues, а не clubs. Плохие новости: чаша "синдрома второго альбома" не миновала Олли Найтса и Гэйла Париджаниана и их вторая пластинка вышла несколько мелкой на вдохновение и оригинальность новых идей. Виной этому стал отчасти уход в надрыв и как следствие превращение из акустических романтиков в инди-рокеров. Отчасти - потому что такой новый образ вообщем-то им вполне идет и комбинация гитарного bombast'а с эпической унылостью вокала дает потрясающие результаты на заслуженно выпущенных синглами Average Man, Long Distance и Pain Killer, а также Self Help, но, к сожалению, удержать взятую высоту ребятам на протяжении всего альбома не удается. Очевидно осознавая ограниченность своих возможностей на данном этапе творческого пути, Turin Brakes пытаются найти компромисс между старым и новыми звучаниями (Panic Attack), дают полный задний ход к The Optimist LP (на Rain City, самом проникновенном треке пластинке, и Stone Thrown, делающим очаровательный ревернанс диланскому Knockin' On Heaven's Door), умудряются зазвучать как собственный трибьют-бэнд (Little Brother) и открыть новые горизонты занудности (на Ether Song, возведенной по причинам своей абсолютной неуместности в статус hidden track'а). В итоге Ether Song все же заслуживает похвалы - но не как альбом, а как просто сборник песен (будь это компиляция би-сайдов метание группы из крайности в крайность наверняка бы вызвало восхищение "многогранностью таланта"), и конечно основательная работа над ошибками перед записью следующего LP будет для дуэта далеко не лишней. 

Best tracks: Average Man, Long Distance, Pain Killer.

 

27. Kinesis - Handshakes For Bullets.

Я думаю, сейчас уже будет трудно установить, кто первый окрестил этот юный болтонский квартет "новыми Manic Street Preachers" - и почему. Быть может, причиной тому были неоднократные выступления Кинезиса на разогреве у "старых" мэников, очевидно воспринятые публикой как передача эстафеты между поколениями. А может, просто со времен The Holy Bible никто не осмеливался запеть "The flesh will be stuffed into the dress / Even if it doesn't fit" и "Paint the town / Paint the town red / With the blood of the elders" или, к примеру, назвать песни Average American Corpse и A Generation Devoid Of Inspiration. Как бы там ни было, ярлык за группой закрепился прочно - при том, что в музыкальном плане схожесть между двумя группами при сравнении оказывается весьма и весьма условной: Kinesis звучат энергичнее, громче и злее, чем валлийские рокеры на Generation Terrorists и The Holy Bible вместе взятых - при этом делая большее ударение все-таки на панк-, нежели рок-акценты (онлайн-издание "Crud Magazine" описало их музыку как комбинацию "early Nirvana, mid Pumpkins, old Idlewild, good Llama Farmers and straight-faced Pixies". Автор этих строк, к сожалению, не может похвастаться знакомством с творчеством Llama Farmers, но в остальном соглашается с присутствием каждого из перечисленных ингредиентов). На Handshakes For Bullets, своем полноценном дебюте (до него ребята cобственными силами выпускали в 2001 г. мини-альбом Worship Yourself), группа один за одним выдает трехминутные передозировки адреналина, снабжая их смысловым содержанием вполне в духе пера Ричи Эдвардза ("This dead end feels so natural" и т.д.). Синглы One Way Mirror, Billboard Beauty и Everything Destroys Itself наиболее впечатляют будучи наиболее зрелыми, мелодичными и лаконичными одновременно, но весь остальной материал пластинки ненамного отстает от них. Единственный серьезный ляп альбома - ...And They Obey, перегруженный слоганами бред о NAFTA и расовых стычках, заимствующий название у стиха чикагского поэта и политического активиста Карла Сэндбурга. Этот трек скорее всего задумывался Кинезисом как своеобразный призыв к оружию, а оказался лишь слишком неуклюжей и откровенной вылазкой на территорию (опять же) Manic Street Preachers - со всей оригинальностью оставленной "на границе". Но в целом Handshakes For Bullets - все же очень хороший альбом, демонстрирующий все сильные стороны квартета на данный момент и весьма недвусмысленно намекающий на возможную эволюцию группы со временем в звезд величины не меньшей валлийского трио. И кто знает, может быть "новый Kinesis" будет лет эдак через 10 наилучшим комплиментом, который можно будет отвесить дерзким и многообещающим новичкам?... 

Best tracks: One Way Mirror, Everything Destroys Itself, Civilised Fury.

 

26. Bent - The Everlasting Blink.

Bent - группа с большим чувством юмора, (путешествие по их официальному веб-сайту, к примеру, начинается с приветствия: "Welcome to the Bent home for the Tediously Sane") и с еще большей фонотекой, которая весьма активно сэмплируется в создании их собственной музыки: фьюжна чил-аута, поп-даунтемпо и просто электронных упражнений в дуракавалянии и taking the piss. В год бездеятельности своих основных жанровых конкурентов - Lemon Jelly и The Avalanches - бентовцы Саймон Миллз и Нил Толлидэй смогли вздохнуть полной грудью и эксклюзивно развлекали публику своим третьим (после восхитительного дебюта Programmed To Love и его неимоверно заурядного интернет-only сиквела Downloaded For Love) релизом, для которого из самых темных глубин забвения были извлечены голоса Джона Марша (помните The Beloved? нет??? а клип десятилетней давности с кучей голых женщин, в середине которых сидит такой же голый мужик и поет про "sweet harmony"? ну вот это и был мистер Марш, собственной персоной в зените своей славы), Дэвида Эссекса (уан-хит уандера 70-хх, известный нынешнему поколению исключительно по кавер-версии его песни Stardust, записанной - и даже выпущенной синглом - Мартином Гором для Counterfeit2) и давно забытых всеми супер-звезд 70-хх (да, опять) Сaptain & Tennille, приобретены "30 или 40" новых синтезаторов и было переслушано моцартовское Adagio From Concerto in G Major K 622 (фрагменты которого были использованы прямо в открывающей альбом King Wasp). Конечные результаты впечатляют особенно сильно на второй части пластинки, когда после относительно спокойного старта The Everlasting Blink делает рывок в upbeat на Exercise 3 (если бы... э-э-э... телепузики стали вдруг звездами танцпола, то их репертуар звучал бы наверняка очень похоже) и Stay The Same (аранжировкой очень забавно напоминающий ньюордеровский Thieves Like Us) прежде чем выдать фанфарный диско-соул своего лучшего трека - Magic Love - и вновь вернуться к своему изначальному настроению на тайтл-треке. Любители негитарной музыки, стопроцентно поднимающей настроение, однозначно получили от Bent свой альбом года, все остальные... пожалуй, замерли в ожидании контратаки The Avalanches в следующем году...

Best tracks: Magic Love, King Wasp, Exercise 3.

 

25. Beth Orton - The Other Side Of Daybreak.

The Other Side Of Daybreak - это выпущенный специально для американского рынка альбом-компиляция би-сайдов и ремиксов, выпускавшихся ранее в Европе на синглах с третьего альбома Бет Daybreaker. Те музыкальные критики, кто в рецензиях на сам Daybreaker обвиняли певицу в слишком близком подхождении к территориальным водам творчества Dido, могли это делать небезосновательно, но возможности выдвинуть подобное обвинение во второй раз у них к счастью не будет, ибо то, что мы имеем на этот раз - пожалуй, самая репрезентативная о творчестве своего автора пластинка в дискографии Ортон - и это считая двойной "best of", также выпущенный в 2003 году. Каждый ремикс на The Other Side Of Daybreak лучше своего оригинала и для Ортон, широко известной своими заигрываниями с электроникой на протяжении всей своей карьеры, эти новые версии ее песен - отличная возможность напомнить всем, почему именно ее некогда короновали "comedown queen". Anywhere, казавшаяся даже на Daybreaker почти неуместной, в обработке Two Lone Swordsmen превращается в один из самых лучших треков в арсенале Бет, а двенадцатиминутная(!) Carmella от Four Tet может быть смело занесена в список наиболее оригинальных песен в жанре так называемой "фолктроники". Оригинальные же песни (или их альтернативные версии) в большинстве своем представляют прямую противоположность перегруженности звучания Daybreaker, отправляя во времена первого (и лучшего) альбома Бет, оставляя в фокусе лишь голос и гитару: назвать Ooh Child (Alternate Version), Ali's Waltz и акустическую версию Concrete Sky бесподобными -  все равно что ничего не сказать. Рекомендуется как опытным поклонникам мисс Ортон, так и новичкам. 

Best tracks: Anywhere (Two Lone Swordsmen Remix Vocal), Carmella (Four Tet Remix), Ooh Child (Alternate Version).

 

24. The Beautiful South - Gaze.

После того, как последний альбом "Южан" Painting It Red занял 1-ое место в британском чарте (третье подряд у группы), но в конечном итоге не смог повторить коммерческого успеха своих предшественников; после того, как Жаки Або, женский голос группы с 95 года, которому The Beautiful South обязаны такими своими супер-хитами, как Rotterdam и Dream A Little Dream, решила, что с нее хватит испытаний жизни поп-звезды при двух малых детях на руках; после того, как соло-альбом Пола Хитона, фронтмена и бессменного мозгового центра группы провалился, а сам его автор накануне выпуска пластинки уведомил общественность о своем решении бросить пить (степень неожиданности и знаковости такого заявления для будущего его творчества можно осознать только проведя параллель, скажем, с Джеком Уайтом, заявляющим, что отныне The White Stripes будут записывать музыку исключительно на самых продвинутых и модных музыкальных инструментах) - так вот, после этого всего перспектива нового альбома представлялась, мягко говоря, туманной даже для самых больших оптимистов. Тем не менее, Gaze увидел свет, "Южане" обрели новый женский голос - им стала Элисон Уилер, а Хитон даже при трезвом взгляде на жизнь не утратил своего коронного черного юмора ("When you called me a useless druggie/At least you got half of it right" - первые - и лучшие - две строчки первого сингла с альбома Just A Few Things That I Ain't), что не может не радовать. Пластинку нельзя назвать лучшей в дискографии TBS, но тем не менее она скорее ближе к шедевральности Quench, сделавшему однажды группу одной из самых популярных в UK, нежели к полуобыденности вышеупомянутого Painting It Red. Что может означать только одно - Gaze вряд ли станет лебединой песнью группы, на кое-что она еще все-таки способна... 

Best tracks: Just A Few Things That I Ain't, Pretty, Let Go With The Flow.

 

23. Yeah Yeah Yeahs - Fever To Tell.

Дебютный альбом Yeah Yeah Yeahs был одним из самых если не самым ожидаемым релизом этого года. Медиа-хайп вокруг группы накануне его выхода был настолько велик, что, казалось, все, что бы они не выпустили, неизбежно разочаровало бы в конечном итоге. В результате же и те, кто изначально были настроены разнести Fever To Tell в пух и прах, имели все основания осуществить задуманное, и те, кто готов был назвать его треклятым шедевром, получили достаточно аргументов, чтобы это сделать. "Против" альбома играло не только отсутствие материала с дебютного EP Yeah Yeah Yeahs, вышедшего в 2002 году и привлекшего к группе такое большое внимание, но и проигрышность альбомных треков песням с этого самого EP. Изначальная сырость звучания группы была заменена на Fever To Tell более коммерческим продюсированием, похоронившим под собой по мнению многих один из самых главных козырей YYYs. И в конце концов - в альбом были включены медленные песни, что само по себе казалось по меньшей мере абсурдным. "За" же играл тот факт, что именно медленная песня - Maps - оказалась лучшей на этом дебютнике и будучи выпущенная синглом (только третьим!) окончательно утвердила за группой звание одной из самых многообещающих в современной гитарной музыке. Главный инструмент группы - голос солистки Karen O - оказался способным своей эмоциональностью, постоянно граничащей с истерией, спасать даже откровенно проходные треки, коих на альбоме несколько. И что главное - в коммерческом прикиде-таки оказались свои преимущества, как было продемонстрировано на ставших синглами Date With The Night и Pin. Вывод 1. Не стоит все-таки так много шума подымать вокруг группы, что только собирается состояться - так будет легче оценить ее первые серьезные шаги куда более адекватно. Вывод 2. В целом, Fever To Tell - небезупречен, но все же достаточно хорош. Весьма любопытно, что случится с группой дальше... 

Best tracks: Maps, Y Control, Tick.

 

22. The Cinematic Orchestra - Man With A Movie Camera.

Промежуточные релизы между номерными альбомами становятся традицией для The Cinematic Orchestra с выходом Man With A Movie Camera (между первыми двумя пластинками ими была выпущена компиляция Remixes 98-2000). С одной стороны, это конечно хорошо - синглов коллектив выпускает мало, а ожидание нового материала годами - вещь, как известно, мучительная для поклонника любого исполнителя или группы. С другой стороны, нельзя не констарировать тот факт, что и этот саундтрек к немому фильму Дзиги Вертова 1929 года, и сборник ремиксов сильно не дотягивают до шедевральности Motion и Everyday (ставшего, как Вы наверняка помните, альбомом прошлого года на Britpop2000). Интересен ли слушающей публике Кинооркестр записывающий "лишь" хорошие пластинки или она все же предпочла бы потерпеть лишний год-другой, но получить настоящий masterpiece? Будь я большой шишкой на Ninja Tune, легендарном лейбле, на котором релизятся The Cinematic Orchestra, я бы обязательно устроил онлайн-голосoвание, посвященное этому вопросу. Являясь же тем, кем я есть, скажу пару слов о недостатках Man With A Movie Camera и о том, почему несмотря на них он все равно очутился так высоко в моем топе. Побывав на сентябрьском выступлении группы в Москве, во время которого они отыграли все 17 треков аккомпанируя сам фильм, я не мог не оценить удачность этого проекта в целом. Но слушая саундтрек вне контекста черно-белого кино я не могу не отмечать про себя всякий раз, что музыка на нем либо слишком киношная (забавно, не правда ли, если учесть название ее авторов?) при полном или почти полном отсутствии атмосферичности, делающей номерные альбомы Кинооркестра классикой жанра, либо сильно залезающая на территорию простого чил-аута (в чем был и основной недостаток Remixes 98-2000, кстати). Спасают положение от почти неизбежного безразличия моих ушей треки, без церемоний (и объяснений) позаимствованные у Everyday и превращенные в инструментальные композиции: рассыпанные по всей звуковой дорожке и берущие на себя нечто вроде ролей хитов, появляющихся как раз в то время, когда внимание в очередной раз начинает угасать: All Things (отсутствие вокала Roots Manuva на котором наверняка должно обрадовать непроникшихся его рэпом в прошлый раз) особенно хороша как великолепный set-closer. Быть может, я просто несколько возмущен намеками на self-indulgence, обнаруживающими себя на Man With A Movie Camera, или ожидал быть настолько же изумленным, как в случае с Everyday - как бы ни было, я все же считаю, что альбом этот заслуживает своего 22-го места. В конце концов The Cinematic Orchestra настолько особенная, оригинальная и талантливая группа, что даже ее промежуточный релиз вне зависимости от своей удачности способен составить конкуренцию любым лучшим альбомам года. Любого года. 

Best tracks: Work It! (Man With The Movie Camera), Theme De Yoyo, All Things.

 

21. The Coral - Magic & Medicine.

Ливерпульский секстет The Coral застал абсолютно всех врасплох своим дебютным альбомом, вышедшем в прошлом году и спровоцировавшем настоящие дебаты, посвященные тому, на кого же похожи в музыкальном плане эти ребята, умудрившиеся соеденить рэггей, инди, ритм-н-блюз и фанк - иногда на протяжении одной песни. Не буду вдаваться в сделанные на этот счет выводы, скажу лишь, что The Coral по праву считается одним из лучших дебютников, когда-либо выпущенных: и благодаря своей вопиющей неординарности, поставившей в тупик особенно тех критиков, кто любит вешать ярлыки вроде "нового Радиохэда", "новых The Stone Roses" и т.д., и благодаря талантливости "не по годам" самой группы - некоторым ее членам на момент выпуска пластинки не было и двадцати. И вот - второй альбом, выпущенный, когда некоторые из нас еще продолжают во всю "переваривать" все достоинства его предшественника. Magic & Medicine существенно отличается от The Coral: буйное экспериментаторство заменено в большинстве треков сентиментальной прямолинейностью, нарочитое демонстрирование своих сильных сторон (имевшее место быть на протяжении всего первого альбома) - спокойствием от осознания, что те при удачной оказии сами себя проявят. В результате на протяжении этих 11 песен The Coral с легкостью превращаются из рок-сенсации, громко заявившей о своем приходе, в серьезную группу, не требующую внимания к себе, а это внимание вполне заслуженно получающую; из пусть именитых, но все же юниоров (какими остаются, скажем, их ровесники из The Music, которым, правда, только предстоит записать свой второй альбом) - в оформившихся музыкантов, готовых к покорению мира по-настоящему. В том, что у них все получится, я лично нисколько не сомневаюсь. 

Best tracks: Liezah, Pass It On, Don't Think You're The First. 

 

#40 - #31 #30 - #21 #20 - #11 #10 - #01

(by Mr Carbohydrate)

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz