BEST OF 2003: #40 - #31 
BY MR CARBOHYDRATE

40. Black Rebel Motorcycle Club - Take Them On, On Your Own.

Второй альбом этой угрюмой троицы вышел, скажем так, всего лишь удовлетворительным, зато... э-э-э... удовлетворил если не всех, то во всяком случае большинство людей, его так или иначе ожидавших - судя по самым положительным отзывам критиков и моих знакомых, имевших счастье приобрести или скачать альбом. Хм... 13 треков представленных на Take Them On, On Your Own являются по сути осовремененной более впечатляющим продюсированием (и, пожалуй, большей уверенностью музыкантов в своих собственных силах) дебютной пластинкой группы с максимальным повторением архитектуры последней (почти во всех рок-номерах слышится отголосок самого известного трека с B.R.M.C. - Whatever Happened To My Rock'n'Roll, в то время как Six Barrel Shotgun - это и есть Whatever Happened To My Rock'n'Roll, пусть и с новыми словами; во всех медленных - скозят тени Love Burns и Red Eyes And Tears, более чем где-либо неприкрываемые на In Like The Rose). В свете этого я не буду судить здесь о творческом росте (или его отсутствии) Black Rebel Motorcycle Club за последние несколько лет, осмелюсь лишь предположить, что реши они в будущем записать третий альбом, продолжая стоять на одном месте - вряд ли это уже будет встречено с восторгом и пониманием, даже со снисходительным. Тем более, что даже такой "шаг в сторону" как плагиаторство, коим они (по чьему-то мудрому совету?) умеренно, но с большим успехом пользутся на Take Them On, On Your Own (от Stop уж очень сильно веет ранним Оазисом, в то время как We're All In Love - это без пяти минут кавер на Bohemian Like You от The Dandy Warhols - обе они являются наилучшими песнями на пластинке) добавляет их музыке больше жизни, чем двадцать пять вариаций на Whatever Happened..., вместе взятых.  

Best tracks: We're All In Love, Stop, Shade Of Blue.

 

39. The Darkness - Permission To Land.

2003 год был годом головокружительного успеха The Darkness, на протяжении которого они шагнули из полной неизвестности перед сезоном летних фестивалей на (самые) первые строчки хит-парадов после, стали настоящим культурным феноменом под стать Оазису и Робби Уильямсу в Великобритании (между прочим сам Тони Блэр признался в своей любви к ним) и начали вполне успешное покорение Америки - И по-видимому не собираются останавливаться на достигнутом. Причина такой популярности группы и Permission To Land - в... э-э-э... неординарности (для 21-го века) их жанра: помпезного стадионного рока, нагло заимствующего все возможные и невозможные клише у таких групп, как Van Halen, Def Leppard, Deep Purple и Queen и выплескиваемого на слушателя с самым невозмутимым выражением лица и в спандексных одеяниях. Определенная публика, оказалось, только жаждала быть накормленной таким ностальджи - и не получая из года в год свой Chinese Democracy вполне объяснимо разменялась на что помоложе и постройнее. Но обвинять ее в этом было бы по меньшей мере нелепо, ровно как и воспринимать музыку The Darkness серьезно: она - лишь общий знаменатель, подведенный аккуратно под всех нас - те, кто в детстве обклеивал стены постерами AC/DC смогут почувствовать если не "вторую молодость", то по крайней мере не такую близость "первой старости", те, кто никогда этого не делал, имеют блестящую возможность разобраться сейчас, в чем же изначально был весь "прикол" громких и гордых в своей глупости коллективов 80-хх, все же остальные смогут вдоволь наудивляться ловя себя - "ветеранов" Kid A и Is This It - качающими головой в такт хитам The Darkness всякий раз, когда те вновь и вновь звучат по радио и музыкальным каналам. Потому что презирать The Darkness еще более нелепо, чем воспринимать их всерьез.

Best tracks: I Believe In A Thing Called Love, Get Your Hands Off My Woman, Growing On Me.

 

38. Ed Harcourt - From Every Sphere.

Просматривая американские ревью на второй альбом Эда я не мог не удивиться тому, сколько самых различных имен было названо тамошними критиками для того, чтобы наглядней передать читателю суть рецензируемого материала: Брайан Уилсон, Badly Drawn Boy, Captain Beefheart, Эллиот Смит, Том Уэйтс... Читая все это человек, абсолютно незнакомый с творчеством Харкорта, вполне мог решить для себя, что либо этот исполнитель просто-напросто представляет собой ходячий набор клише, позаимствованных у всех вышеперечисленных звезд, либо он действительно талантлив (раз его удостаивают таких сравнений) и по-своему оригинален (раз сравнений такое множество). И он ошибся бы в обоих случаях, поскольку об авторе From Every Sphere верны в равной мере и первое утверждение, и второе. На каждый мини-шедевр вроде открывающего пластинку Bittersweetheart ("And still I wonder if I'm the first / Human being who questions his worth"), на котором певец звучит непринужденно и как-то очень естественно, находится совершенно обескураживающий Ghost Writer,  построенный на хип-хоповом ритме и начинающийся как ремикс на какую-то песню Мэрилина Мэнсона (отдать должное Харкорту, пародист он замечательный, но смысл???) впоследствии переходящий в дуэт Эда с самим собой, поющим уже вполне нормальным голосом. На почти праздничные в своей жизнерадостности синглы All Of Your Days Will Be Blessed и Watching The Sun Come Up, безусловно подтверждающие талант Харкорта в написании прямолинейных и главное оригинальных поп-песен (даже если певец и намекает ими недвусмысленно на то, что он извлек кое-что полезное для себя из прослушивания последнего альбома вышеупомянутого Badly Drawn Boy Have You Fed The Fish?), на From Every Sphere находятся очередная пародия - на этот раз на самого себя - Undertaker Strut, являющаяся неуклюжей копией шедевральной God Protect Your Soul c предыдущего альбома Here Be Monsters, и Bleed A River Deep, на которой Эд пытается примерить на себя "гардероб", сделавший вторую пластинку Руфуса Уэйнрайта Poses классической: вокал, балансирующий на грани трогательной меланхоличности и откровенной занудности плюс piano плюс минимальная аранжировка. Звучит на самом деле неплохо, но так как Эд не привносит в формулу ничего "от себя", трек в конечном итоге срабатывает только лишь как удачное... да, оно самое: клише. В целом же можно сказать, что чем меньше Харкорт возвращается к dark настроению Here Be Monsters и чем меньше разменивает свой талант на имитацию талантов других, тем более впечатляет From Every Sphere. А впечатляет он при всех его недостатках все же весьма и весьма. Here's to the third album!  

Best tracks: Watching The Sun Come Up, All Of Your Dreams Will Be Blessed, Fireflies Take Flight.

 

37. The Strokes - Room On Fire.

"Уважаемые Джулиан, Ник, Альберт, Фабрицио и Николай! Даже не знаю, как начать свое письмо - волнение одолевает меня, когда я пишу вам. Что пишу - даже когда думаю о вас, мурашки пробегают по моей спине: вы ведь - лучшая группа во всем мире, спасители рок'н'ролла, избранные, можно сказать (это я все прочитала в New Musical Express, вашем замечательном еженедельном фэнзине, но со всеми его утверждениями я более чем согласна). Увы, я все никак не могу послушать ваш первый альбом, но уверена, что он неимоверно крут - какой же еще может быть пластинка с... э-э-э... голой попочкой на обложке?! Это так смело, ребята, вы - просто молодцы, я честно говоря не знаю никого больше, кто бы помещал такие пикантные части тела на арт-ворк!!! Но да ладно, буду переходить, пожалуй, к делу, а то я так и буду сыпать и сыпать вам комплименты, а у вас там наверняка есть дела поважнее, чем читать такие писульки: дать интервью насчет того, как было сложно, но все же приятно записать первые 10 секунд нового би-сайда или узнать из новостей, что в мире и сегодня не появилось прессы, осмелившейся бы покритиковать вас. Так вот, я слышала, что вы собираетесь записывать свой второй альбом. Ребята, скажу вам откровенно - это очень и очень ответственно и от его успеха может зависеть вся ваша дальнейшая карьера! Я знаю, что большинство исполнителей и групп долго думают, чтоб такого изобразить, чем эдак удивить своего слушателя, как бы под него не прогнуться, знаете ли... Так вот, я недавно поняла записывая свой второй альбом - какие же они все глупые, эти люди. Ведь если мой дебют продался в количестве нескольких миллионов, то что это прежде всего говорит мне? - только одно: моя аудитория хочет купить еще несколько миллионов точно такой же музыки - и именно такую же музыку я ей и дам на своем втором альбоме. Все гениальное не только просто, но еще и очевидно, вы не находите? Конечно мы с вами, ребята, находимся в разных весовых категориях и жанровых лигах, и то, что, к сожалению или счастью - уж не знаю наверняка, непозволительно мне, вы вполне могли бы испробовать при записи так ожидаемого публикой more of the same. Прибегните к видимости введения новшеств - попробуйте поработать с другим продюсером, но если он попытается завести вашу группу в дебри своего "видения" или "звука", бейте отбой немедленно. Или запишите одну - а одной будет вполне достаточно - нехарактерную для своего репертуара песню, какую-нибудь балладу, к примеру... Смените свое лого, в конце концов - это обязательно заметят и воспримут нужным вам образом. Ну а музыка - что музыка, дайте миру себя на сцене и на обложках глянцевых журналов - и поверьте, никто и не осмелится пискнуть насчет отсутствия свежих идей в новых песнях. Боже мой, ведь когда вы являетесь самой большой свежей идеей в музыке начала XXI века, кто в своем здравом уме усомнится в том, что вы способны идти только вперед и расти только вверх? За сим искренне желаю вам успеха и надеюсь, что мои советы окажутся полезными. Yours sincerely, Dido."

Best tracks: Reptilia, Automatic Stop, 12:51.

 

36. I Am Kloot - I Am Kloot.

В 2003 году осталось мало людей вне Лондона и круга читателей New Musical Express, кто помнил бы о таком явлении, как "New Acoustic Movement", волне групп, под девизом Quiet Is The New Loud (название лучшей пластинки NMA, записанной уже успевшими распасться норвежцами Kings Of Convenience) натворившей несколько десятков акустических и полу-акустических альбомов различной степени шедевральности - и после медленно, но верно рассосавшейся по более привычным жанровым ячейкам в свете переключения интереса музыкальной прессы на так называемую "New Rock Revolution" во главе с The Strokes - и еще 3572 группами, чье название представляет с собой существительное в множественном числе с артиклем "the". Экс-представители NMA благополучно продолжают записывать и выпускать альбомы и в 2003 г. новыми релизами общественность порадовали Turin Brakes, Alfie - и I Am Kloot. Cлушая I Am Kloot порой трудно представить, как группа могла быть причастной к New Acoustic Movement - "электричества" при его записи было использовано прилично и - что главное - IAK звучат вполне комфортно с ним, хотя и становятся чуть похожими на традиционную английскую инди-группу при этом. Песни, пусть и обреченные при рождении cкорее на аудиторию London Astoria, нежели Wembley Arena, все же достаточно сильны, более разноплановы (от U2-influenced Сuckoo до очень бритпоповской 3 Feet Tall) и делают еще больший акцент на словах, чем на первом альбоме Natural History. "And who am I / To dare to pull the stars from your favourite sky?" и "Loneliness / It's got your name and your new address / When it walk in a place is a mess / And it drinks and never leaves" (с From Your Favourite Sky и 3 Feet Tall соответсвенно) наиболее запоминаются, но все остальные lyrics ненамного слабее. I Am Kloot однозначно не сделает группу супер-звездами, но с таким ростом по сравнению с дебютом ждать своего часа ей осталось явно недолго. 

Best tracks: Untitled #1, From Your Favourite Sky, Cuckoo.

 

35. Dinky - Black Cabaret.

В 28 лет биография и резюме сногсшибательно красивой чилийки Алехандры Иглесиас a.k.a. Dinky весьма насыщены: в детстве она училась классическому ф-ну и электронному органу, позже - баллету и современным танцам, танцевала как в ночных клубах Чили, так и на больших концертах (в том числе Питера Гэбриэля), активно проникалась творчеством Depeche Mode, The Cramps, New Order и Сocteau Twins прежде чем под влиянием своей сестры полюбить электронную музыку и впоследствии посвятить ей жизнь. Начав диджейскую карьеру в родном Сантьяго в 1997 г. Алехандра переехала в Нью-Йорк и медленно, но уверенно к ремеслу диджея (помимо соло-сетов Dinky стала выступать в составе dj-группы Angels On Vinyl) начала добавлять запись своей собственной музыки, EP за EP неизменно завоевывая все более благосклонные отзывы критиков и все большую популярность на local scene. Поэтому неудивительно, что ее очередная работа, Black Cabaret, звучит так уверенно и сильно. Жанр пластинки можно бы было лениво описать как "спокойный электро-поп", но это бы неизбежно вызвало ассоциации с морей безликого чил-аута, килограммами компилируемого в наше время на сборники, проигрываемые в конечном итоге исключительно в модных кофейнях и в сетевых бутиках. Нет, общее меланхолическое настроение пластинки наводят несколько на другое определение: "comedown music" - и используя этот знаменатель нельзя не провести параллель между Black Cabaret и ройксопповским бестселлером Melody A.M., атмосферичность которого удачно заимствуется (предполагаю, что несознательно, но все же...) госпожой Иглесиас. Также на альбоме "отмечаются" тень Мадонны (на No Love, которая в более бодром ремиксе могла бы без сомнения стать достаточно большим хитом) и Radiohead (на White Lie, являющейся вольной вариацией на тему Idioteque), но в целом Dinky удается создать достаточно оригинальное 50-минутное успокаивающее, действующее эффективно и безотказно. 

Best tracks: No Love, White Lie, Mami.

 

34. Mogwai - Happy Songs For Happy People.

Что останется, когда пост-рок однажды рухнет под весом своей собственной величественности? Когда все видения будут воплощены и высоты будут покорены - останется ли терминология прежней или станет отгремевшим явлением, спрятанным в музыкальные энциклопедии? И разве не сможет ее заменить нечто более простое для понимания и естественное для восприятия, как например "изумительно красивая инструментальная музыка, затрагивающая самые глубокие душевные струны" или "мелодраматические/эпические-рок-пейзажи"? Н-да, об автономном существовании такого жанра конечно же можно лишь мечтать, но это не помешало Happy Songs For Happy People все равно стать его классикой - и вполне реальной. Да, на альбоме есть несколько фирменных шумных кульминаций Mogwai (к примеру, на Ratts Of Capital), но в целом группа сделала еще несколько шагов в направлении, изначально взятом на предыдущей пластинке Rock Action, и в очередной раз доказала, что границ ее талантливости не существует по определению.

Best tracks: Hunted By A Freak, Kids Will Be Skeletons, I Know You Are But What Am I?

 

33. Cliff Martinez - Solaris OST.

Дело тут не только в моей безграничной любви к недавней экранизации Стивеном Содерберга: как бы сильно не нравилась мне музыка в фильме, я обычно отдаю себе отчет в том, что вне контекста происходящего на экране инструментальный саундтрек звучит слишком абстрактно или просто нудно. Но хотя музыка Клиффа Мартинеза, для которого "Солярис" стал восьмой работой с Содербергом, все же больше впечатляет при просмотре голого зада Джорджа Клуни, Solaris OST и сам по себе представляет хороший оркестрово-амбиентный альбом, который лучше всего можно бы было описать одним английским словом - "haunting". Лейтмотив звуковой дорожки, повторяющийся несколько раз в различных вариациях, наиболее удачно срабатывает на First Sleep и Wear Your Seat Belt (слушая эти треки в наушниках ночью можно запросто "заработать" себе пару-другую кошмаров) и представляет собой нечто, что могло бы получиться у Orbital, реши они записать свой Tubular Bells. Will She Come Back и Don't Blow It cвоей одновременно отчаянной и спокойной мелодраматичностью напоминают об аналогичной атмосфере фильма и о первых альбомах Four Tet. Пластинка несколько буксует на нескольких исключительно оркестровых вещах - 11-минутная Hi Energy Proton Accelerator особенно сильно сваливается в киношную абстракцию, а эпическую, но куда более лаконичную Can I Sit Next To You можно было бы смело назвать "И все умерли". Тем не менее Solaris OST сильно "цепляет" своим пасмурным настроением и комбинацией электроники с более традиционными для саундтреков аранжировками - и с каждым прослушиванием haunts you more and more.

Best tracks: First Sleep, Is That What Everybody Wants, Wear Your Seat Belt.

 

32. Texas - Careful What You Wish For.

За период с 1997 по 2001 год Texas превратились из one-hit wonders (под "одним хитом" я имею в виду конечно же I Don't Want A Lover), бесповоротно теряющих свою аудиторию с каждым новом альбомом, в самую лучшую стадионную поп-группу в мире - с харизматической солисткой, как будто сошедшей с обложки модной глянцевой периодики, с сильнейшими альбомами гитарной поп-музыки (White On Blonde) и мотаун-соула (The Hush), комбинировавшими откровенно радио-дружественное звучание с основным козырем тандема их авторов, Джонни МакЭлхоуна и Шарлин Спитери: способностью "зацепить" своей искренней эмоциональностью даже самого предубежденного слушателя, с феноменальным коммерческим успехом, благодаря которому релизы Техаса задерживались в британских хит-парадах по несколько месяцев, и с неоднократными выступлениями в статусе хедлайнеров на таких фестивалях-громадинах как T In The Park и Glastonbury... Ей богу, в какой-то момент начало казаться, что какой бы не была следующая пластинка группы - она обязательно будет еще сильнее, еще успешнее, еще БОЛЬШЕ. Careful What You Wish For начинается именно так - мощной Telephone X, гитарным треком в cамых лучших традициях White On Blonde, припев которого ("When you ring my number, you ring my head / All the time for telephone sex") даже при однократном прослушивании застревает в голове - впрочем, как и положено по-настоящему хорошей поп-песне. Это лучшее, что Спитери и компания написали со времен Halo, и если бы Mercury Records были чуть рискованнее и не побоялись выпускать синглом песню со словом "sex", то в результате из Telephone X мог бы вполне получиться супер-хит. Broken, идущая следом, перенимает эстафету настроения первой песни, ровно как и гитарную основу аранжировки - и выдает еще один "фирменный" припев Шарлин. Те, кто не проникся должным образом возвращением Texas во время... э-э-э... телефонного секса, будут без сомнения "добиты" здесь. И весьма кстати, потому что дальше следует ужасное - первое большое разочарование в виде Carnival Girl. Первое, что обескураживает - насколько не к месту звучит этот трек после Telephone X и Broken. Второе - на этом треке группа почему-то решила вновь использовать однажды - во время  триумфального выступления на Brit Awards с Method Man'ом в 1999 году - оказавшуюся для нее выигрышной формулу "дуэт Шарлин с рэппером". На этот раз был привлечен неизвестный канадский(!) рэпер Kardinal Offishall, который, отдать ему должное, справляется с возложенной на него миссией весьма достойно, но это, пожалуй, единственный комплимент, который можно отвесить этой песне. Ведь формула эта была по определению одноразовой и подобрав ее вновь, Texas лишь громко (а Carnival Girl к тому жу стала первым синглом с Careful What You Wish For) шагнули в капкан самопародии, последствия которого не так легко будет преодолеть. И при этом что они делают дальше? Они находят капкан еще больше и прыгают в него с разбега на глазах (или "на ушах", как Вам угодно) изумленной публики: баллада I'll See It Through, сокрушающая диабетной сентиментальностью и самыми ужасными словами за всю карьеру группы ("And loving you's the right thing to do" или "You're all I ever wanted / You're all I ever needed, it's you") звучит точь-в-точь как банальная, но пафосная слезовыжималка So In Love With You (с третьего альбома Ricks Road, вышедшего 10 лет назад). И, конечно, как такое не выпустить синглом? Как результат эти два трека основательно сносят Careful What You Wish For с рельсов и обратно "на колею" пластинка так и не возвращается в конечном итоге. Хотя группа пытается все же найти себя на продолжении остальных 8 треков (особенного внимания заслуживают милейшие Another Day и Careful What You Wish For, обе однозначно напоминающие период The Hush) - и благодаря этим стараниям в совокупности с безупречным стартом альбома и попадает в этот топ. Да, оказалось Texas тоже уязвимы и могут допускать ошибки, и даже выпускать провальные альбомы (после вполне предсказуемого фиаско второго сингла в чартах Careful What You Wish For уже успели присвоить такой статус). Быть может, дело в излишне неуклюжей мультижанровости пластинки и как следствие полном отсутствии последовательности. Быть может, дело в куче в соавторов, приглашенных для записи альбома - в том числе и легендарный Гай Чамберз, которые просто сделали группе медвежью услугу. Быть может, действительно, достойного материала на целую пластинку у Техаса не набиралось, а способность добавленного филлера испортить общее впечатление была недооценена. Как бы там ни было - я не сомневаюсь, что к записи своей следующей работы Спитери и компания сделают все необходимые выводы, чтобы записать нечто радующее как единое целое, а не лишь фрагментарно. Это будет самый лучший способ заставит всех нас позабыть о капканах.

Best tracks: Telephone X, Broken, Careful What You Wish For.

 

31. Kraftwerk - Tour De France Soundtracks.

"Да, чувак, если сама Кайли Миноуг записывает сингл так откровенно цитирующий творческое наследие твоей группы, наверное ты на музыкальном поприще чего-то да достиг," - так бы без сомнения думал я, если бы был членом Kraftwerk в 2003 году. И заодно бы радовался своей предусмотрительности: выпустив накануне свой первый за 17 лет (публике все-таки нужно напоминать о себе... иногда) альбом, я безусловно избавил Кайли или ее продюсера от копания в архивах музыкальных магазинов в поисках того, с чего бы можно было подрать идей для их международных бестселлеров - а именно моих классических альбомов. Еще я бы искренне радовался тому, что моя группа наконец-то записала концептуальную пластинку, посвященную самому большому нашему увлечению - езде на велосипеде: ведь что может быть лучше в этой жизни, чем с криком "Tous à vélo!" седлать своего двухколесного друга и целыми днями крутить педали на просторах Дюссельдорфа и окрестностей?! Жаль, конечно, при этом я отмечал бы про себя, что мы не успели выпустить Tour De France Soundtracks к самой ежегодной велогонке, название которой он заимствует, но Kraftwerk ведь никогда не отличался особой последовательностью, так что меняться на старости лет было бы, пожалуй, и не совсем целесообразно. Я бы очень гордился главной вещью альбома - 18-с-половиной-минутным монументальным марафоном на целых 4 трека (Tour De France Étape 1,2,3 и Chrono), записанным в наших лучших традициях и наверняка войдущем в историю как лучшая музыка для занятий велоспортом. Или лучший саундтрек для телевизионных репортажей с Тур Де Франс, что было бы, быть может, еще лучше, ведь тогда название релиза приняло бы буквальное значение... Кроме того, я бы удивлялся, насколько современно и актуально звучит до сих пор наш сингл 1983 года под названием... э-э-э... Tour De France и обязательно пришел бы к выводу, что мы правильно сделали, решив поместить его на новую пластинку, пусть и разместив последним треком. Ну а остальной материал... ну, право же, Kraftwerk ведь не мог спустя все эти годы молчания, нарушенные недавно лишь синглом об Expo 2000, который никто не оценил по достоинству либо потому, что нам заплатили за него 400,000 дойч-марок, либо потому, что сама выставка была паршивенькая - так вот, ну не могли мы записать лишь еще один сингл или EP на этот раз, пришлось подсуетиться и добавить филлера. Впрочем, сразу отгонял бы смутные мысли я, будучи группой-легендой, определившей судьбу электронной музыки, по-настоящему проходные треки писать мы никогда не умели и потому остаток Tour De France Soundtracks наверняка порадовал наших заждавшихся поклонников. Хотя бы как напоминание того, как велики когда-то мы были и как оригинальны продолжаем быть...

Best tracks: Tour De France Étape 1, Tour De France Étape 2, Tour De France Étape 3.
  

#40 - #31 #30 - #21 #20 - #11 #10 - #01

(by Mr Carbohydrate)

Назад к [REVIEWS @ BRITPOP2000]

Hosted by uCoz